logo
ШПОРЫ НАШИ

114. Типы полуосей: полуразгруженные, на ¾ и полностью разгруженные

Полуоси передают крутящий момент М (рис. 149) от дифференциала к веду­щим колесам. Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие мо­менты от вертикальной реакции Rz на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Rx и от боковой силы Ry, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а так­же под действием бокового ветра. По­луоси, применяемые на современных ав­томобилях, в зависимости от конструк­ции внешней опоры, определяющей сте­пень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов — полу­разгруженные и разгруженные.

На грузовых автомобилях малой гру­зоподъемности и на легковых автомо­билях применяют обычно полуразгру­женные полуоси (рис. 1, а), у которых подшипник 2 установлен между по­луосью 4 и ее кожухом 3 на расстоянии ар от средней плоскости колеса. Благода­ря этому реакции Rz и Rx создают на плече ар изгибающие моменты, дей­ствующие на полуось соответственно в вертикальной и горизонтальной пло­скостях, а боковая реакция — изгибаю­щий момент, действующий в вертикаль­ной плоскости на плече, равном радиусу r колеса.

Рис. 1. Схемы полуосей:

а — полуразгруженной; 6 — полностью разгруженной; 1 — колесо; 2, 6 и 7 — подшипники; 3 — кожух полуоси; 4 — полуось; 5 — ступица

На автобусах и грузовых авто­мобилях средней и большой грузо­подъемности применяют полностью разгруженные полуоси (рис. 1 ,б). В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются подшипниками 6 и 7, установленными между ступицей 5 ко­леса и кожухом 3 полуоси, а полуось передает только крутящий момент.

Полуоси в процессе эксплуатации ав­томобилей подвергаются значительным знакопеременным нагрузкам, особенно при движении по плохим грунтовым до­рогам и по шоссе с твердым покрытием в плохом состоянии. Поэтому к долго­вечности полуосей предъявляют особые требования. Для повышения долговеч­ности полуосей их изготовляют из леги­рованной стали. Снижения концентра­ции напряжений достигают увеличением радиусов перехода между полуосью и фланцем. Долговечность полуосей значительно повышается при их закалке с нагревом токами высокой частоты и при дробеструйной обработке. Долговечность подшипников колес обеспечивается надежной защитой от попадания в них грязи.