logo
ШПОРЫ НАШИ

101. Система смазки двигателя зил-130

Автомобильные двигатели имеют комбинированную смазочную систему. В этом случае особо нагруженные дета­ли (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распре­делительного вала, коромысла, иногда поршневые пальцы и другие детали) смазываются под давлением к другим деталям масло поступает разбрызгива­нием или самотеком. Следует отметить, что смазывание пол давлением производится двумя способами: непрерывной подачей масла к трущимся поверхно­стям или пульсирующим потоком.

Смазочная систе­ма состоит из масляного насоса 3, полнопоточной центрифуги 8, масляной магистрали с каналами, радиатора 14, маслозаливной горловины, указателя 6 уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в дей­ствие от распределительного вала при помощи двух зубчатых колес. Шестерня выполнена как одно целое с распредели­тельным валом, а колесо установлено на промежуточном валу привода насо­са.

В о время работы двигателя верхняя секция масля­ного насоса 3 по маслопроводу 4 нагне­тает масло в полнопоточную центрифу­гу 8. Далее масло поступает в маслораспределительную камеру 5, расположен­ную в задней перегородке блока цилин­дров. Из камеры масло нагнетается в левый 11 и правый 21 магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, под­шипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы 18 для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного ва­ла имеет три отверстия. При их совпа­дении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком посту­пает по каналам к головкам блока, за­тем по отверстиям в стойках в полые оси 24 коромысел. Масло смазывает бронзовые втулки ступиц коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком.

Из правого магистрального канала по трубопроводу 12 масло подается к ком­прессору, откуда по трубке 13 сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2 нагнетает масло по трубопроводу 1 в масляный радиатор 14, из которого оно по трубопроводу 15 сливается в поддон 20. Масляный радиатор воз­душного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охла­ждения. Он выполнен из алюминиевой трубки, имеющей ребра для увеличения площади поверхности охлаждения. Мас­ляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 должен быть постоянно вклю­чен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при тем­пературе окружающего воздуха ниже 0сС.

При снижении давления в смазочной системе 60 — 30 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7 с лин­зой красного цвета. В корпусе центри­фуги установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений 100 кПа. Клапан предназначен для пере­пуска масла в распределительную каме­ру при увеличенном его расходе вслед­ствие износа подшипников двигателя.

Давление в смазочной системе про­гретого двигателя при скорости движе­ния автомобиля 50 км/ч должно быть равно 200 — 400 кПа. При малой часто­те вращения коленчатого вала давление должно быть не менее 50 кПа. При движении автомобиля ЗИЛ-130 со скоростью 40 км/ч давление в сма­зочной системе нового двигателя дол­жно составлять 200 — 400 кПа.