logo
ШПОРЫ НАШИ

111. Конструкция карданов равных угловых скоростей и их применяемость

Карданные передачи равных угловых скоростей (синхронные)

Применяют в приводе ведущих и одновременно управляемых колес. Некоторые конструкции синхронных шарниров выполняются с компенсирующим устройством внутри механизма, т.е. универсальными. Простые шарниры отличаются от универсальных тем, что компенсация осевого перемещения осуществляется не в них, а в шлицевом соединении. В основе всех конструкций карданных шарниров равных угловых скоростей (далее ШРУС) лежит единый принцип: точки контакта, через которые передаются окружные силы, находятся в биссекторной плоскости валов.

Четырехшариковый карданный шарнир с делительными канавками (типа "Вейс")

У становлен на ряде российских автомобилей в приводе управления колес. При движении автомобиля вперед усилие передается одной парой шариков; при движении задним ходом - другой парой.

Достоинства:

Недостатки:

Долговечность в эксплуатации обычно не превышает 25 - 30 тыс. км

Шестишариковый ШРУС с делительным рычажком (типа "Рцепп")

Достоинства:

Недостатки:

Шестишариковый карданный шарнир с делительным канавками (типа "Бирфильд")

Достоинства:

Недостатки:

Шарнир простой, поэтому требуется компенсирующее устройство

Универсальный шестишариковый карданный шарнир (типа ГНК)

Недостатки:

При осевых перемещения шарики не перекрываются, а скользят, что снижает КПД шарнира.

Универсальный шести шариковый карданный шарнир с делительными канавками (типа "Лебро")

Достоинства:

Шарнир имеет высокий КПД (0,99 при g = 10')

Трехшиповой карданный шарнир (типа "Трипод")

Преимущества:

Малые потери при осевом перемещении, так как это обеспечивается практически только качением, что определяет высокий КПД

Сдвоенный шарнир

Недостатки:

Д ля двойного шарнира на игольчатых подшипниках характерен значительный износ этих подшипников и шипов крестовины. Это объясняется преимущественно прямолинейному движению автомобиль , где иглы подшипников не перекатываются. Вследствие чего поверхности деталей с которыми они соприкасаются подвержены бринеллированию.

Кулачковый карданный шарнир

Кулачковые шарниры применяются на автомобилях большой грузоподъемности в приводе к ведущим управляемым колесам. Благодаря наличию развитых поверхностей взаимодействующих деталей шарнир способен передавать значительный по величине крутящий момент при обеспечении угла между валами 45' - 50'. КПД кулачковых шарниров ниже, чем КПД других шарниров равных угловых скоростей, так как для их элементов характерно трение скольжения. В эксплуатации наблюдается значительный нагрев, а иногда и задиры деталей шарнира в результате неудовлетворительного подвода смазочного материала к поверхности трения.

Упругие полукарданные шарниры

у станавливаются главным образом в карданных передачах легковых автомобилей, и в зависимости от конструкции угол наклона вала может быть 8 +- 10'. Упругий полукарданный шарнир допускает передачу крутящего момента от одного вала к другому, расположенному под некоторым углом, благодаря деформации упругого звена, связывающего оба вала. Упругое звено может быть резиновым, резинотканевым или резиновым, усиленным стальным тросом. В последнем случае полукарданный шарнир может передавать значительный крутящий момент и под несколько большим углом, чем в первых двух случаях.

Достоинства:

Недостатки:

Жесткие полукарданные шарниры используют для компенсации неточности монтажа соединяемых механизмов на недостаточно жестком основании. Они допускают угол наклона вала не более 20'. В настоящее время на автомобилях применяется крайне редко. Причиной этого являются недостатки, присущие такому шарниру: быстрое изнашивание, трудоемкость изготовления, шум при работе.