108. Устройство и работа коробки передач КамАз-5320
На автомобилях семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установлена пятиступенчатая коробка передач. Для автомобилей-тягачей, работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке добавляют передний редуктор — делитель (рис. 131), удваивающий число передач.
Зубчатое колесо ведущего вала коробки передач, выполненное вместе с валом, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 22 привода промежуточного вала. Зубчатое колесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, предназначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведомого вала служит роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задней — шарикоподшипник, размещенный в гнезде стенки картера.
На переднем конце ведомого вала нарезано три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора 5 четвертой и пятой передач. На цилиндрической шейке вала при помощи втулок и роликоподшипников устанавливают зубчатые колеса 6, 7 и 9 соответственно четвертой, третьей и второй передач. Зубчатые колеса 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором 8, размещенным между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроизвольное выключение передач.
Втулка зубчатого колеса 13 первой передачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двум1 диаметрам. По шлицам цилиндрической части большего диаметра перемещается муфта 12 включения передачи заднего хода и первой передачи, на цилиндрической шейке меньшего диаметра установлен подшипник зубчатого колеса первой передачи. Все зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами и зубчатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10 передачи заднего хода — с малым венцом блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые.
Промежуточный вал 21 передним концом опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в гнезде переднего торца картера, а задним — на сферический роликоподшипник, размещенный в стакане гнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом делителя передний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы.
Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 привода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками. Зубчатые колеса передачи заднего хода, первой и второй передач изготовлены вместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси, зафиксированной стопорной планкой. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом 17 промежуточного вала 21.
Делитель механического типа, удваивающий число передач, состоит из ведущего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхронизатора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнезде перегородки картера 24 делителя, выполненного как одно целое с картером муфты сцепления.
Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свободно вращается на ведущем валу на роликоподшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором делителя.
Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшипнике,
помещенном в гнезде перегородки картера делителя, а задний — в роликоподшипнике, укрепленном в гнезде задней стенки картера. Промежуточные валы делителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежуточный вал 25 делителя и зафиксировано сегментной шпонкой.
Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор делителя перемещен вправо и соединяет между собой ведущие валы делителя и коробки передач, и повышающую, при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет ведущий вал делителя с зубчатым колесом 2 (далее вращение через зубчатое колесо 23 передается на промежуточные валы делителя и коробки передач).
При прямой передаче делителя коробка передач работает как обычная пятиступенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 15, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12.
Вторую передачу включают перемещением синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 18. Смещением синхронизатора вперед соединяют ведомый вал с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 19 промежуточного вала.
Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора 5 соответственно назад или вперед. При четвертой передаче вращение на ведомый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются ведущий и ведомый валы (прямая передача). При повышающих передачах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 25 делителя в результате смещения синхронизатора 4 делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышающих передач происходит аналогично включению четырех понижающих передач.
При пятой повышающей передаче вращение с промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и далее на ведомый вал через смещенный вперед синхронизатор 5.
- 1.Основные причины изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации
- 2. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей
- 3. Комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации автомобилей
- 4. Закономерности изнашивания сопряженных деталей при трении. Виды трения
- 5. Понятие о диагностике технического состояния автомобилей. Средства диагностирования.
- 6. Виды диагностики при оценке технического состояния автомобилей. Средства диагностирования
- 7. Ходовая диагностика тормозной системы автомобиля
- 8. Стендовая диагностика тормозной системы автомобиля
- 9. Диагностирование рулевого управления автомобилей
- 10. Система то и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. «Положение о то и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
- 11. Виды то и ремонта автомобиля
- Со: подготовка авт-ля к предстоящему осенне-зимнему или весенне-летнему сезону. Перечень работ регламентирован, работы приурочены к очередному то-2 с увеличением трудозатрат.
- 12. Корректирование режимов то и ремонта автомобилей в соответствии с «Положением о то и …»
- 13.Классификация, маркировка и конструкция автомобильных шин. Конструкция шины: каркас, брекер, протектор Конструкция шины
- Классификация шин
- 14.Факторы, определяющие ресурс автомобильных шин. Определение предельного износа рисунка протектора
- 15. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах
- 16. Способы, облегчающие пуск двигателя при низких температурах
- 17. Проверка технического состояния приборов системы питания дизельных двигателей. Оборудование и средства контроля
- 18. Проверка технического состояния приборов системы питания карбюраторных двигателей. Оборудование и средства контроля
- 19. Регулировочные работы по кшм и грм двигателей внутреннего сгорания. Оборудование, инструмент и оснастка
- 20. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Оборудование и средство контроля
- 21. Проверка технического состояния генераторов переменного тока. Оборудование и средства контроля
- 22. Проверка технического состояния приборов системы зажигания. Оборудование и средства контроля
- 23. Проверка технического состояния стартера. Оборудование и средства контроля
- 24. Диагностирование электронных систем управления двигателем. Приборы и средства контроля
- 25. Проверка технического состояния агрегатов трансмиссии автомобилей
- 26. Проверка технического состояния ходовой части автомобиля. Оборудование
- 27. Уборочно-моечные работы. Классификация способов мойки автомобильного оборудования
- 28. Смазочные работы. Виды и номенклатура. Оборудование
- 29. Крепежные работы. Классификация, способы фиксации, оборудование и инструмент
- 30. Виды ремонтно-восстановительных работ, их назначение и оборудование. Состав малярных работ
- 31. Понятие о процессе восстановления
- 32. Ведущая функция восстановления
- 33. Системы массового обслуживания и их классификация
- 34. Методы интенсификации производственных процессов
- 35. Что является основой типовых технологий То и р автомобилей
- 36. Формы организации технологических процессов то и ремонта автомобилей
- 37. Организация технологического процесса тр автомобилей
- 38. Особенности организации технологического процесса то и р газобаллонных автомобилей
- 39. Планирование работы систем обслуживания
- 40. Режим работы технической службы атп
- 41. Определение норм расхода запасных частей
- 42. Нормирование расхода топлива и масел в атп
- Организационно - производственные структуры
- 43. Основы маркетинга
- 44. Отличие философии маркетинга от философии сбыта
- 45. Основные субъекты маркетинга
- 46. Функции маркетинга
- 47. Методы сбора первичной информации
- 48. Методы управления при принятии решений
- 49. Априорное ранжирование
- 50. Принятие решения в условиях риска
- 51 Принятие решения в условиях неопределенности
- 52. Принятие решений в условиях определенности
- Информационное обеспечение атс
- 53. Информация, используемая при принятии решений в тэа
- 54. Использование диагностической информации
- 55. Использование вероятностной информации
- 56. Первичные документы, используемые в оперативном управлении в итс
- 57. Единица измерения информации
- 58. Системы управления базами данных
- Типы субд
- 59. Что дает предприятию хранение информации
- 60. Какие требования предъявляются к информации содержащейся в первичных документах
- Проектирование предприятий at
- 61.Основные направления развития автотранспортного комплекса (атк)
- 62. Структура управления автотранспортом России
- 63.Классификация предприятий автомобильного транспорта
- По назначению:
- 2. По форме собственности:
- 3.Государственные контролирующие органы:
- 4.Прочие предприятия:
- 64. Состав и виды развития производственно-технической базы пат
- 65. Руководящие материалы и последовательность проектирования
- 66. Состав предпроектной документации
- 67. Состав технического проекта
- 68. Выбор исходных данных для технологического расчета атп
- 69. Корректирование периодичности технических воздействий
- 70. Корректирование удельной трудоемкости то и р
- 71. Расчет кол-ва постов то и р
- 72. Расчет площади производственных зон и участков
- 73. Классификация гаражного оборудования.
- 74. Осмотровое оборудование.
- 75 Подъемно-транспортное оборудование.
- 76. Методика оценки механизации то и р.
- 77. Способы расстановки автомобилей на стоянках.
- 78. Геометрические параметры проектирования
- Нормированные геометр параметры автомобилей
- Влияние геометрических параметров на ширину проезда и удельную площадь стоянки автомобилей.
- 79. Застройка земельного участка
- 80. Объемно-планировочное решение зданий
- 81. Рекомендации по размещению постов и производственных участков
- 82. Строительные элементы зданий.
- 83. Рекомендации по применению вентиляции в производственных зонах и участках.
- 84. Системы водоснабжения и канализации.
- 85. Основные исходные данные для расчета теплоснабжения.
- 86. Методика расчета потребности в электрознергии.
- 87. Классификация и состав птб сто легковых автомобилей.
- 88. Исходные данные для расчета сто легковых автомобилей.
- 89. Методика расчета сто грузовых автомобилей и автобусов.
- 90. Состав птб и методика расчета сгто.
- 91. Основные параметры двигателя
- 92. Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя
- 9 3 Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя
- 9 4. Принцип работы двигателя с турбонаддувом
- 95. Порядок работы 4-х тактного 4-х цилиндрового двигателя
- 96. Формы камер сгорания и их применяемость
- 97. Коренные и шатунные подшипники двигателей
- 98. Устройство и работа газораспределительных механизмов с верхним и нижним расположением клапанов
- 9 9. Фазы газораспределения
- 100. Термостаты систем охлаждения двигателей
- 101. Система смазки двигателя зил-130
- 102. Состав горючей смеси, необходимый для работы двигателя на различных оборотах
- 103. Простейший карбюратор и его характеристика
- 104. Схема системы питания дизельного двигателя
- 105. Батарейная система зажигания
- 106. Источники тока на автомобиле
- 107. Работа и устройство однодискового сцепления с периферийными пружинами
- 108. Устройство и работа коробки передач КамАз-5320
- 109. Назначение и работа синхронизатора кп зил-130
- 110. Устройство и работа раздаточной коробки газ-66
- 111. Конструкция карданов равных угловых скоростей и их применяемость
- 112. Устройство и работа колесного редуктора автомобиля маз-5337
- 113. Межосевые дифференциалы, их устройство и работа
- 114. Типы полуосей: полуразгруженные, на ¾ и полностью разгруженные
- 115. Тяговая сила на ведущих колесах автомобиля
- 116. Силы сопротивления движению автомобиля
- 117. Уравнение движения автомобиля.
- 118. Динамическая характеристика автомобиля.
- 119. Определение передаточного числа коробки передач на 1 передаче
- 120. Тормозные приводы автомобилей, их достоинство и недостатки