logo search
ШПОРЫ НАШИ

33. Системы массового обслуживания и их классификация

Для обеспечения работоспособности автомобиля необходимо выполнять ТО и Р. Эти операции выполняет персонал инженерно технической службы. Для обеспечения необходимых условий качественного выполнения операций ТО и Р и повышения производительности труда используются средства труда которые вовлекаясь в производственный процесс превращаются в основные производственные фонды имеющие активные и пассивные части. Применительно к технической эксплуатации пассивная часть основных фондов это здания сооружения, а активная связь это средства механизации и автоматизации.

Характерной особенностью работы этих средств обслуживания является изменяющийся во времени поток заявок на работу средств обслуживания, а также переменные трудоемкости продолжительность устранения отказов. Системы, в которых переменными и случайными являются моменты поступления требований на обслуживания и продолжительность самого обслуживания называются СМО.

СМО состоит из следующих основных элементов:

- входящего потока автомобилей, требующих обслуживания и называемых здесь требованиями;

- очереди;

- обслуживающих аппаратов;

- выходящего потока требований

Рассмотрим на рисунке схему процесса массового обслуживания.

Совокупность очередей и обслуживания образуют СМО.

Примерами СМО являются посты линии ТО, склады запасных частей, цеха, участки и т.д. Входящий поток представляет собой случайный процесс, который как правило описывается законом Пуассона. Требования могут быть однородными и не однородными, обслуживающие аппараты – это совокупность отдельных рабочих звеньев или бригад с необходимым оборудованием средств механизации.

При проведении ТО – это бригада рабочих при текущем ремонте и на вспомогательных участках это отдельные рабочие.

Очередь образуется из вариации входящего потока относительно среднего. Выходящий поток состоит как правило из исправных обслуженных автомобилей.

СМО классифицируются следующим образом:

1. по ограничениям на длину очереди — с потерями, без потерь и с ограничением по длине очереди. В системах с потерями требование покидает ее, если все обслуживающие аппараты заняты. В системах без потерь требование «встает» в очередь, если все аппараты заняты. Могут существовать ограничения на длину очереди или на время нахождения в ней;

2. по количеству каналов обслуживания — одно- и многоканальные; Под каналом обслуживания понимают однородный, по устройству участок предназначенный для выполнения заранее установленного вида работ. Например, пост мойки, пост смазки. Если имеется 2 поста смазки, то это многоканальная система.

3. по типу обслуживающих аппаратов однотипные (универсальные) и разнотипные (специализированные) ;

4. по порядку обслуживания — одно и многофазовые. Однофазовые — это такие системы, в которых требование обслуживается на одном посту. При многофазовом обслуживании требование последовательно проходит несколько обслуживающих аппаратов, например на поточной линии ТО;

5. по числу обслуживающих аппаратов — ограниченное и неограниченное

6. по приоритетности обслуживания—с приоритетом и без приоритета. С приоритетом — это такие системы, в которых ряд требований будет обслуживаться в первую очередь независимо от наличия очереди других требований, например заправка топливом вне очереди автомобилей скорой медицинской помощи. Без приоритета — требования обслуживаются в порядке поступления в систему;

7. по величине входящего потока требованийс ограниченным и неограниченным потоком;

8. по структуре системы — замкнутые и открытые. Замкнутые — это такие системы, в которых входящий поток требований зависит от числа обслуженных требований. Открытые — входящий поток требований не зависит от числа обслуженных требований.