logo search
ШПОРЫ НАШИ

97. Коренные и шатунные подшипники двигателей

В качестве коренных подшипников ко­ленчатого вала применяют тонко­стенные вкладыши. Их назначение — уменьшить трение между шейками ко­ленчатого вала и соответствующими опорами и тем самым снизить скорость изнашивания трущихся поверхностей. Вкладыши изготовляют из сталеалюминиевой ленты. У коренных вкладышей толщина стенки мала (1,9 — 2,8 мм — для карбюраторных двигателей и 3 — 6 мм — для дизелей), поэтому по­сле их установки на место форма вну­треннего отверстия подшипника зависит только от точности растачивания гнез­да. В карбюраторных двигателях не применяют коренные трехслойные (стальная лента, медно-никелевый под­слой и слой антифрикционного сплава) вкладыши вследствие низкого предела выносливости антифрикционного слоя, а используют двухслойные вкладыши, хорошо работающие в двигателях с большой частотой вращения коленча­того вала и значительными нагрузками.

Широкое использование высокооловянистых сталеалюминиевых вкладышей вызвано тем, что они обладают повы­шенным сопротивлением усталости, хо­рошими противозадирными свойствами и коррозионной стойкостью, что увели­чивает надежность двигателя. Вклады­ши коренных подшипников дизелей КамАЗ-740 — трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Вклады­ши коренных подшипников дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 — невзаимозаме­няемые, а двигателей автомобилей ГАЗ-3102 «Волга» и ЗИЛ-130 соответ­ственно взаимозаменяемы.

Для повышения износостойкости и долговечности шатунных и коренных шеек их закаливают с нагревом токами высокой частоты, после чего шлифуют и полируют. Переход от шеек к щекам, называемый галтелью, делают плавным, чтобы избежать концентрации напряжений и возможных поломок коленчатого вала.

В качестве шатунных подшипников коленчатого вала устанавливают подшипники скольжения, состоя­щие из двух вкладышей (верхнего и нижнего). Взаимозаменяемые тонко­стенные вкладыши изготовляют из стальной ленты толщиной 1,3—1,8 мм — для карбюраторных двигателей и 2 — 3,6 мм - для дизелей, залитой ан­тифрикционным сплавом (толщина слоя соответственно 0,25 — 0,4 и 0,3 — 0,7 мм) на алюминиевой основе с 25 — 30% оло­ва. Применение сталеалюминиевых вкладышей с тонким антифрикционным слоем обеспечивает надежную работу подшипника при малом зазоре между шейкой вала и вкладышами. На дизеле КамАЗ-740 применяют трехслойные взаимозаменяемые шатунные вклады­ши, залитые тонким слоем свинцови­стой бронзы.