logo search
ШПОРЫ НАШИ

95. Порядок работы 4-х тактного 4-х цилиндрового двигателя

При рассмотрении цикла условно при­нимаем, что каждый такт начинается и заканчивается в одной из мертвых точек.

Первый такт - впуск (рис. 1, а). При вращении коленчатого вала 1 поршень 3 перемещается из ВМТ в НМТ, и в верхней части цилиндра создается раз­режение. Распределительный вал через детали механизма газораспределения открывает впускной клапан 7, который через впускной трубопровод 5 соединяет цилиндр с карбюратором 6. Горючая смесь, поступающая под действием раз­режения из карбюратора по впускному трубопроводу, заполняет цилиндр, где образуется рабочая смесь. Рабочая смесь состоит из горючей смеси и отрабо­тавших газов, которые всегда в неболь­шом количестве остаются в цилиндре от предыдущего цикла. В конце такта впуска, при работе двигателя на режиме полной нагрузки, давление в цилиндре составляет 8 — 9 кПа, а температура ра­бочей смеси равна 80— 120 QC (для прогретого двигателя).

Второй такт — сжатие (рис. 1, б). Такт впуска заканчивается, когда поршень приходит в НМТ. При дальнейшем по­вороте коленчатого вала поршень пере­мещается из НМТ в ВМТ и сжимает рабочую смесь. В течение такта сжатия оба клапана остаются закрытыми. Объем смеси при сжатии уменьшается, а давление внутри цилиндра увеличи­вается и достигает 100 — 120 кПа. Повышение давления сопровождается увели­чением температуры смеси до 300 — 400 °С.

Третий такт — расширение газов или рабочий ход (рис. 1, в). Оба клапана закрыты. При подходе поршня в конце такта сжатия к ВМТ между электро­дами свечи зажигания 8 проскакивает электрическая искра. Сжатая рабочая смесь воспламеняется и быстро сгорает, образуя большое количество горячих газов. Газы давят на поршень, который под их давлением перемещается из ВМТ в НМТ и через шатун И вра­щает коленчатый вал. Это основной такт, так как расширяющиеся газы со­вершают полезную работу. С момента воспламенения смеси давление газов быстро возрастает, а затем по мере движения поршня вниз и увеличения объема снижается. В конце сгорания и начале расширения давление дости­гает 300 - 400 кПа при температуре 2000 — 2200 °С, а в конце расширения снижается до 35 — 45 кПа при темпе­ратуре 1200-1500 °С.

Рис. 1. Схема работы четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя:

а — впуск в цилиндр горючей смеси; 6 — сжатие рабочей смеси; в — расширение газов или рабочий ход; г — выпуск отработавших газов; 1 — коленчатый вал; 2 — распределительный вал; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5 — впускной трубопровод; 6 — карбюратор; 7 — впускной клапан; 8 — свеча зажигания; 9 — выпускной клапан; 10 — выпускной трубопровод; 11 — шатун; 12 — поршневой палец; 13 — поршневые кольца

Четвертый такт — выпуск (рис. 1, г). Поршень движется от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан 9 вытесняет отработавшие газы в вы­пускной трубопровод 10, глушитель и далее в атмосферу. При такте выпуска не удается достигнуть полной очистки цилиндра от отработавших газов и часть их остается в цилиндре. В конце выпуска давление равно 10,5 — 12 кПа при температуре 700 —900 °С. После окончания такта выпуска рабочий цикл двигателя повторяется в рассмотренной выше последовательности.

На заднем конце коленчатого вала устанавливают тяжелый диск — махо­вик, который во время рабочего хода накапливает энергию, а затем продол­жает вращаться по инерции. При этом вместе с маховиком вращается и колен­чатый вал, который перемещает пор­шень в течение остальных вспомога­тельных тактов.