logo search
ШПОРЫ НАШИ

108. Устройство и работа коробки передач КамАз-5320

На автомобилях семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установлена пятиступенча­тая коробка передач. Для автомобилей-тягачей, работающих с прицепами, к ос­новной пятиступенчатой коробке добавляют передний редуктор — делитель (рис. 131), удваивающий число передач.

Зубчатое колесо ведущего вала коробки передач, выполненное вместе с ва­лом, находится в постоянном зацепле­нии с зубчатым колесом 22 привода промежуточного вала. Зубчатое колесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным коль­цом синхронизатора, а также внутрен­ний зубчатый венец, предназначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведо­мого вала служит роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задней — шарикоподшипник, разме­щенный в гнезде стенки картера.

На переднем конце ведомого вала на­резано три зубчатых венца, предназна­ченных для установки синхронизатора 5 четвертой и пятой передач. На цилин­дрической шейке вала при помощи вту­лок и роликоподшипников устанавли­вают зубчатые колеса 6, 7 и 9 соответ­ственно четвертой, третьей и второй передач. Зубчатые колеса 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором 8, размещенным ме­жду ними на шлицевой части вала, со­стоящей из трех зубчатых венцов. Край­ние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроизвольное выключение передач.

Втулка зубчатого колеса 13 первой передачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выпол­ненную по двум1 диаметрам. По шли­цам цилиндрической части большего диаметра перемещается муфта 12 вклю­чения передачи заднего хода и первой передачи, на цилиндрической шейке меньшего диаметра установлен подшип­ник зубчатого колеса первой передачи. Все зубчатые колеса находятся в по­стоянном зацеплении с соответствую­щими зубчатыми колесами и зубчатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10 передачи заднего хода — с малым венцом блока 11 зубчатых колес переда­чи заднего хода. Зубчатые колеса пер­вой передачи и передачи заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые.

Промежуточный вал 21 передним концом опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в гнезде переднего торца картера, а за­дним — на сферический роликоподшип­ник, размещенный в стакане гнезда за­днего торца картера. Для соединения с промежуточным валом делителя пере­дний конец промежуточного вала ко­робки передач имеет шлицы.

Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 привода промежуточного вала напрессо­ваны на вал и зафиксированы сегмент­ными шпонками. Зубчатые колеса пере­дачи заднего хода, первой и второй передач изготовлены вместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи зад­него хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси, зафиксиро­ванной стопорной планкой. Венец боль­шего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом 17 промежуточ­ного вала 21.

Делитель механического типа, удваи­вающий число передач, состоит из веду­щего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синх­ронизатора 4 и механизма переключе­ния передач. Передний шарикоподшип­ник ведущего вала 1 делителя располо­жен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнезде перегородки карте­ра 24 делителя, выполненного как одно целое с картером муфты сцепления.

Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 дели­теля, свободно вращается на ведущем валу на роликоподшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодействия с синхронизатором делителя.

Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшип­нике,

помещенном в гнезде перегородки картера делителя, а задний — в ролико­подшипнике, укрепленном в гнезде за­дней стенки картера. Промежуточные валы делителя и коробки передач имеют шлицевое соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежуточный вал 25 делителя и зафиксирова­но сегментной шпонкой.

Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор де­лителя перемещен вправо и соединяет между собой ведущие валы делителя и коробки передач, и повышающую, при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет ведущий вал делите­ля с зубчатым колесом 2 (далее враще­ние через зубчатое колесо 23 передается на промежуточные валы делителя и ко­робки передач).

При прямой передаче делителя короб­ка передач работает как обычная пяти­ступенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит вклю­чение соответственно передачи заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала че­рез зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зуб­чатый венец 15, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперед) вращение с промежуточного вала пере­дается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зуб­чатых колес передачи заднего хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и му­фту 12.

Вторую передачу включают переме­щением синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ве­домым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, находящееся в постоянном за­цеплении с зубчатым венцом 18. Смеще­нием синхронизатора вперед соединяют ведомый вал с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в по­стоянном зацеплении с зубчатым коле­сом 19 промежуточного вала.

Четвертую и пятую передачи вклю­чают перемещением синхронизатора 5 соответственно назад или вперед. При четвертой передаче вращение на ве­домый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются ведущий и ведомый валы (прямая передача). При повышающих передачах промежу­точный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 25 делителя в результате смещения синхро­низатора 4 делителя вперед. Дальней­шее включение четырех повышающих передач происходит аналогично включе­нию четырех понижающих передач.

При пятой повышающей передаче вращение с промежуточного вала ко­робки передач передается через зубча­тое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и да­лее на ведомый вал через смещенный вперед синхронизатор 5.