logo search
ШПОРЫ НАШИ

116. Силы сопротивления движению автомобиля

Сила сопротивления качения автомобиля

Силовые потери при движении ведомых и ведущих колес определяются коэффициентами сопротивления качения f1 и f2, которые включают в себя внутреннее трение в шине и дороге, а также трения между ними.

В процессе деформации под действием массы автомобиля к силовым потерям также относят сопротивление подвески деформациям при перекатывании колес через неровности и трения в подшипниках. Т.к. f1 и f2 при одинаковых условиях примерно равны f1=f2=f – общий коэффициент сопротивления качению.

Pf = Pf1+Pf2 = Σz1*f +Σz2*f = f*(Σz1 + Σz2) = f *Σz,

где Pf – сила сопротивления качения автомобиля;

Pf1 – передних колес; Pf2 – задних колес;

Σz1 и Σz2 – суммарные нормальные реакции опорной поверхности соответственно на передние и задние колеса;

Σz – суммарная реакция опорной поверхности на все колеса автомобиля.

Σz = Ga*cos α,

α – угол подъема дороги.

Pf = ΣMf / rk = Σz*a / rk = Ga*f*cos α,

ΣMf – суммарный момент сопротивления качения автомобиля.

Общий коэффициент сопротивления качения определяется экспериментально и зависит от материала и конструкции шины, от давления воздуха, твердости и состояния дороги, сопротивления подвески и режима движения.

На идеальной ровной асфальто–бетонной дороге fo=0,005 – 0,01.

На твердой дороге потеря энергии определяется деформацией шины на величину f. В этом случае влияют динамические нагрузки, возникающие в результате движения колеса по неровностям дороги и коэффициент f в этом случае равен

f = fo+1,3*10-7н*Sn*Va2,

λн – коэффициент, учитывающий влияние ходовой части автомобиля на коэффициент f; λн=4 (для легковых автомобилей), λн=5,5 (для грузовых автомобилей);

Sn – коэффициент ровности покрытия дороги; Sn=50 – 75 (для асфальтобетонной дороги в хорошем состоянии), Sn>300 (для асфальтобетонной дороги в плохом состоянии);

Va – скорость движения автомобиля.

Для деформируемых (мягких) дорог коэффициент f определяется как деформация шины, так и дороги.

Сила сопротивления подъему автомобиля

Pα = Ga*sin α , i = H / L = tg α

α≤4 – 50; sin α ≈ tg α,

i – уклон дороги.

Pα = Ga*tg α = Ga*i

Сила сопротивления воздушной среды.

Сила сопротивления воздуха при движении автомобиля тем больше, чем больше плотность воздуха, поперечные размеры и скорость движения автомобиля, а также чем хуже оптикаемость автомобиля.

PW = c*ρ*F* Va2

с – коэффициент лобового сопротивления. Зависит от формы автомобиля и состояния его поверхности;

ρ – плотность воздуха, Н*с24;

F – лобовая площадь автомобиля, м2; F=0,78*Ba*Ha – для легковых автомобилей, F=B*Ha – для грузовых автомобилей;

Ba и Ha – габаритные размеры автомобиля;

B - колея;

Va – скорость движения автомобиля, м/с

c* ρ = k – коэффициент оптикаемости

Для Va в км/ч

PW = k*F* Va2 / (3,6)2 = k*F* Va2 / 13,

k*F – фактор оптикаемости автомобиля, Н*с22

При наличии ветра

PW = k*F*(Va±Vb)2 / 13,

Vb – скорость ветра, км/ч; «+» - при встречном ветре, «─» - при попутном ветре

VW =