logo search
ШПОРЫ НАШИ

120. Тормозные приводы автомобилей, их достоинство и недостатки

Тормозные системы служат для сни­жения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоя­щего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различ­ной нагрузкой и на разных передачах.

На автомобилях должны быть уста­новлены:

- рабочая тормозная система, исполь­зуемая при движении автомобиля для снижения скорости и полной остановки;

- стояночная тормозная система, слу­жащая для удержания остановленного автомобиля на месте;

- запасная тормозная система, пред­назначенная для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Кроме этих систем на автомобилях устанавливают:

вспомогательную тормозную систему в виде тормоза-замедлителя (на гру­зовых автомобилях большой грузо­подъемности семейств МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), используемую при длительном торможении автомобиля, например, на пологом длинном горном спуске;

тормозную систему прицепа, рабо­тающего в составе автопоезда, служа­щую как для снижения скорости движе­ния прицепа, так и для автоматического его торможения в случае обрыва сцепки с тягачом.

Тормозная система состоит из приво­да и тормозных механизмов, непосред­ственно осуществляющих торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии.

Об эффективности действия тор­мозных систем судят по тормозному пути автомобиля от начала нажатия на педаль тормоза до его полной останов­ки при движении по горизонтальному участку сухой дороги с асфальтовым покрытием. Наилучший результат до­стигается при одновременном торможе­нии передних и задних колес.

В зависимости от конструкции вра­щающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают барабанные и дисковые тормоза. В первых силы трения создаются на внутренней поверх­ности вращающегося цилиндра, во вторых — на боковых поверхностях вра­щающегося диска. Большинство отече­ственных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с колодочными тормозами.

Рис. 1. Схема колесного тормозного механизма: 1 — педаль тормоза; 2 — разжимной кулак; 3 — тормозной барабан;

4 — тормозная колодка; 5 — пальцы колодок; 6 — накладка колодки; 7 — стяжная пружина

Колесный тормозной механизм пред­ставляет собой пару тормозных коло­док 4 (рис. 1), смонтированных вну­три тормозного барабана 5, вращающе­гося вместе со ступицей колеса. Колод­ки установлены на неподвижном тор­мозном диске, опираются на пальцы 5 и стянуты пружиной 7. К поверхности колодок, обращенной к тормозному ба­рабану, прикреплены фрикционные на­кладки 6. При нажатии на педаль 1 ко­лодки раздвигаются кулаками 2 или поршнями гидроцилиндра до соприкос­новения с тормозным барабаном 3. Тре­ние колодок о барабан вызывает тормо­жение колеса. После прекращения да­вления на педаль колодки пружиной 7 возвращаются в исходное положение.