2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
Выше было показано, как находить параметры, определяющие тяговые свойства автомобиля при помощи уравнения силового баланса. Для этой же цели может быть использовано уравнение, полученное из условия, что мощность NT, подведенная к ведущим колесам, должна быть равна сумме мощностей, расходуемых на преодоление сил сопротивления движению.
Используя уравнение силового баланса, можно записать:
NT = Nk+Nп+Nв+Nи = Nд+Nв+Nи. (66)
Уравнение (66) называют уравнением мощностного баланса.
Тяговая мощность Nт, мощность сопротивления качению Nк, мощность сопротивления подъему Nп и мощность сопротивления воздуха Nв были определены выше.
Для определения мощности сопротивления разгону умножим силу сопротивления, разгону на скорость движения автомобиля, тогда
,квт (67)
Учитывая выражения для мощностей, входящих в обе части равенства (56), можно уравнение баланса мощности записать в развернутом виде (Va м/с; Ga Н; N кВт):
(68)
Если скорость движения выражается в км/ч, мощность в л.с., а силы в кг, то уравнение мощностного баланса запишется следующим образом:
. (69)
Решая уравнение (58) относительно Ne, получим:
(70)
Для определения тяговых свойств автомобиля при помощи уравнения мощностного баланса используется графический метод, подобный тому, который применяется для решения уравнения силового баланса.
Сущность этого метода заключается в следующем: строим график NT = f(Va) для каждой передачи (рис.21), зависимость Nт = f(Va) в некотором масштабе повторяет зависимость Ne = f (ne). Причем по оси ординат масштаб не зависит от того, какая передача включена в коробке передач (если не учитывать различие в КПД трансмиссии на различных передачах), а по оси абсцисс на разных передачах масштаб различен, поскольку одним и тем же оборотам на различных передачах соответствуют тем меньшие скорости, чем больше передаточное число коробки передач. В связи с этим для каждой передачи на графике (рис.21) наносится своя кривая зависимость Nт = f(Va).
Рис. 21. График мощностного баланса
На этом же графике наносятся зависимости Ne = f1(Va), Nв = Ф1(Va), Nд = Ф(Va).
Форма кривой Nд = Ф(Va) определяется зависимостью коэффициента ψ от скорости.
Если считать ψ = const, то зависимость Nд = Ф(Va) изображается прямой, проходящей через начало координат. Угловой коэффициент этой прямой в зависимости от принятой системы измерения равен или . Если учитывать, что коэффициент сопротивления качению f, являющийся одним из слагаемых коэффициента ψ, возрастает с увеличением скорости, то зависимость изображается кривой параболической формы. Зависимость Nв = Ф1(Va) представляет собой кубическую параболу.
Откладывая ординаты зависимости Nв = Ф1(Va) от кривой Nд = Ф(Va), получим кривую Nд+Nв = Ф2(Va). График (рис. 21) называют графиком мощностного баланса автомобиля.
Мощность Nи, которая при работе двигателя по внешней характеристике может быть израсходована на разгоне автомобиля, определяется как разность ординат NT и Nд+Nв (рис. 21), умноженная на масштаб мощностей. Зная Nи по формуле (67), можно определить для каждой скорости движения автомобиля ускорение ja на каждой передаче.
На рис.21 видно, что с увеличением скорости движения автомобиля Nи сначала увеличивается, а затем уменьшается. Точки пересечения кривых NT и Nд+Nв на каждой из передач определяют скорости, при которых Nи, а, следовательно, и ja, равны нулю, т.е. максимальные для данной передачи скорости движения. Пользуясь графиком мощностного баланса, можно найти также максимальные подъемы, которые может преодолевать автомобиль при заданной постоянной скорости движения на различных передачах.
Для этого на графике мощностного баланса наносят кривую Nk+Nв = Фз(Va). Разность ординат кривых NT = f(Va) и (Nk+Nв) = Фз(Va), умноженная на масштаб мощности, и дает мощность Nп, которая может быть при полной подаче топлива затрачена на преодоление подъема.
Зная Nп по формуле (20), можно найти углы подъема α (или при малых углах подъема уклон i.
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: