logo
Учебное пособие _2009_готово точно

3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля

Оценочными показателями эффективности рабочей и запасной тормозных систем являются установившееся замедление , соответствующее движению автомобиля при постоянном усилии воздействия на тормозную педаль в условиях, оговоренных ГОСТом, и минимальный тормозной путь - расстояние, проходимое автомобилем от момента нажатия на педаль до остановки.

Для автопоезда дополнительный оценочный показатель – время срабатывания - время нажатия на тормозную педаль до достижения . При стендовых испытаниях оценочными показателями по ГОСТ 51709–2001 являются суммарная тормозная сила и время срабатывания , а по ГОСТ 25478–82 – общая удельная тормозная сила , время срабатывания и коэффициент осевой неравномерности тормозных сил .

Оценочным показателем стояночной тормозной системы является сила при гостированных условиях, вспомогательной тормозной системы – установившаяся скорость на спуске с указанными в ГОСТ 51709–2001 параметрами. Нормативные значения оценочных показателей для автотранспортных средств, принимаемых к производству, (ГОСТ 51709–2001), назначают из условий соответствия их параметрам лучших моделей.

Эксплуатационными показателями тормозных свойств автомобиля являются:

а) Эффективность действия основной тормозной системы, т.е. способность основной тормозной системы обеспечить максимально возможные замедления (и, следовательно, минимально возможный путь до остановки автомобиля) в аварийной ситуации, когда водитель прикладывает к тормозной педали максимально возможную (или специально нормированную) силу. Измерителями эффективности действия основной тормозной системы являются величина замедления jЗ (максимального или среднего) и величина минимального тормозного пути Sт.

б) Эффективность действия стояночной тормозной системы, т.е. способность этой системы удерживать автомобиль на месте при действии возможно больших внешних сил, стремящихся его сдвинуть (силы веса при остановке автомобиля на подъеме или спуске, сила ветра и др.). Измерителем эффективности действия стояночной системы является предельный подъем (уклон), на котором стояночный тормоз может надежно удерживать автомобиль неопределенно долгое время.

В тех случаях, когда стояночная тормозная система служит и запасной в качестве измерителя эффективности ее действия, также применяют величину замедления и тормозного пути при приложении к рычагу системы максимально возможной (или нормированной) силы.

в) Эффективность действия дополнительной тормозной системы (замедлителя), т.е. способность ее обеспечивать возможно меньшую установившуюся скорость движения.

Основными измерителями являются для рабочей и запасной тормозных систем: максимальное замедление, минимальный тормозной путь и усилие на педали, соответствующее нормированному замедлению и тормозному пути, а для стояночной системы – величина уклона, на котором должен надежно удерживаться автомобиль.

Требования к тормозным системам и методы проверки их эффективности для АТС, находящихся в эксплуатации и предназначенных для движения по автомобильным дорогам России, изложены в ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки». (Введен 01.01.2002 г.)

Данным стандартом предусматривается два вида проверки эффективности тормозных систем АТС: в дорожных условиях и в стендовых.

Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения при проверке в дорожных условиях согласно таблице 1 (начальная скорость – 40 км/ч), а при проверке на стенде – табл. 3. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

Таблица 1