logo
Учебное пособие _2009_готово точно

1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении

Движение автомобиля по дороге представляет собой процесс взаимодействия его со средой, в первую очередь с покрытием дороги. Как известно взаимодействующие между собой материальные объекты прикладывают друг к другу равные и противоположно направленные силы, которые ускоряют или замедляют движение объектов, поэтому для изменения скорости движения автомобиля, например, торможения, необходимо, чтобы со стороны дороги на него начала действовать соответствующая сила, которую можно было бы к тому же целенаправленно изменять, т.е. регулировать. Для торможения автомобиля используют силы, которые возникают в плоскости контакта колес с дорогой, при создании сопротивления вращению колес. Однако и остальные силы, приложенные к автомобилю извне, (сопротивление качению, воздуха, подъема) также оказывают влияние на его движение. Тогда, пользуясь рис. 22, можно записать:

,

откуда

Вводя обозначение –ja = j3 , получим:

. (72)

Рассмотрим некоторые конкретные случаи торможения. Виды торможения различают по их интенсивности. Так, торможение, целью которого является максимально быстрая остановка автомобиля, называют экстренным. Экстренное торможение, совершаемое с целью предотвращения ДТП, называют аварийным (ja = 8…9 м/с). Плавное торможение, когда заранее известно место остановки или скорость, до которой необходимо снизить скорость движения АТС, называют служебным (ja =2,5…3,0 м/с). Если конечная скорость автомобиля при торможении равна нулю, торможение называют полным, если не равна – частичным.

Рис. 22 Схема сил, действующих на автомобиль при торможении