Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
Составляющую силы тяжести , параллельную плоскости дороги, называют силой сопротивления подъему и обозначают Рп:
. (27)
При небольших углах подъема (до 10°) синус в формуле (18) может быть заменен тангенсом. В дорожном строительстве крутизну дорожных подъемов и спусков часто характеризуют величиной (i) уклона, представляющей собой отношение превышения Н (рис. 11) к заложению В (I = H/B).
Поскольку , то
. (28)
Мощность сопротивления подъему Nn равна:
(29)
Сила Рп может быть направлена как против движения, так и по движению, в зависимости от знака угла α (уклона i). Угол α и уклон i считают положительными при подъеме и отрицательными при спуске.
H
Рис.11. Определение уклона
Сила сопротивления дороги. Мощность сопротивления
дороги
Сумму сил сопротивления качению автомобиля и сопротивления подъему называют силой сопротивления дороги:
. (30)
Сумму
(31)
называют суммарным коэффициентом сопротивления дороги.
Мощность сопротивления дороги
. (32)
Сила сопротивления воздуха. Мощность сопротивления
воздуха
При движении автомобиля в воздушной среде в результате взаимодействия частиц воздуха с поверхностью автомобиля возникают элементарные силы, действующие в каждой точке поверхности автомобиля. Нормальные составляющие этих сил создают давление на поверхность автомобиля, различное по величине и направлению в различных точках. В передней части автомобиля силы давления направлены против движения, и значительно больше, чем в задней, где они направлены по движению. Касательные к поверхности автомобиля, составляющие элементарных сил взаимодействия автомобиля с воздухом (силы трения), всегда направлены против движения.
Если автомобиль движется при наличии ветра, то в общем случае, когда направление ветра составляет некоторый угол с направлением движения, различные по величине давления действуют и на боковые части автомобиля.
Равнодействующую всех элементарных сил взаимодействия воздуха с автомобилем будем называть полной аэродинамической силой.
Согласно законам аэродинамики полная аэродинамическая сила, действующая на любое тело, движущееся с относительной скоростью V м/с в воздушной среде, может быть найдена по формуле:
, (33)
где Gw – безразмерный коэффициент аэродинамической силы, зависящий от формы тела и направления воздушного потока;
ρв – плотность воздуха, НС2/м4;
F – Миделево сечение тела, м2.
При изучении движения автомобиля действующая на него полная аэродинамическая сила разлагается на три составляющие:
1) Сила сопротивления воздуха Рв, параллельная плоскости дороги и продольной оси автомобиля:
, (34)
где Cx – коэффициент лобового сопротивления воздуха.
2) Боковая аэродинамическая сила Рву, параллельная плоскости дороги и перпендикулярная к продольной оси автомобиля:
, (35)
где Су – коэффициент боковой аэродинамической силы.
3) Подъемная сила Рвz, перпендикулярная к плоскости дороги:
, (36)
где Сz – коэффициент аэродинамической подъемной силы.
Коэффициенты Сх, Су и Сz определяются опытным путем. Наиболее точным способом определения этих коэффициентов является продувка автомобилей или их моделей в аэродинамической трубе. Возможно также определение некоторых или всех указанных коэффициентов путем дорожных испытаний, однако такие испытания дают менее точные результаты.
В процессе испытаний в аэродинамической трубе при неизменной скорости и направлении воздушного потока автомобиль (или его модель) поворачивается под различными углами, что позволяет определить коэффициенты Сх, Су и Сz при различных углах набегания воздушного потока.
В качестве менделеева сечения F у автомобилей принимается площадь лобового сопротивления, равная площади проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную его продольной оси.
Для изучения тяговых свойств автомобиля основное значение имеет сила сопротивления воздуха ρв.
Принимая плотность воздуха постоянной (согласно ГОСТ4401–64 на уровне моря считается ρв=1,225 Н с2/м4), можно произведение считать зависящим только от формы автомобиля (в основном от формы и качества поверхности кузова) и угла между продольной осью автомобиля и направлением относительной скорости воздушного потока. Это произведение называют коэффициентом обтекаемости автомобиля.
Если рассматривать движение автомобиля в неподвижной среде, то V – скорость движения автомобиля в м/с и, следовательно,
. (37)
Если же скорость автомобиля Va задана в км/ч, то вместо Va2 в формулу (37) нужно подставить
. (37а)
При движении в неподвижной воздушной среде направление скорости воздушного потока совпадает с продольной осью автомобиля. Для этого случая можно принимать коэффициент обтекаемости Кв равным:
для легковых автомобилей 0,15…0,3 Н с2/м4 (кг/м3);
для автобусов 0,25…0,5 Н с2/м4 (кг/м3);
для грузовых автомобилей 0,5…0,7 Н с2/м4 (кг/м3);
Площадь лобового сопротивления приближенно может быть найдена по формулам:
для грузовых автомобилей F = BHг; (38)
для легковых автомобилей
F = 0,78 BгHг, (38а)
где В – колея автомобиля (м);
Нг – габаритная высота автомобиля (м);
Вг – габаритная ширина автомобиля (м).
Произведение называют фактором обтекаемости.
Формула (37) может быть использована и для подсчета силы сопротивления воздуха автопоезда. В этом случае в формулу подставляется величина F для звена, имеющего наибольшую площадь лобового сопротивления, а коэффициент обтекаемости определяется по тягачу и увеличивается на 25% на каждый прицеп.
При наличии ветра, направление которого составляет угол β с направлением движения автомобиля, в формулу (37) надо вместо Va подставить относительную скорость Vp воздушного потока, равную геометрической сумме скорости ветра Vb м/c и скорости движения автомобиля Va м/с. Величина относительной скорости воздушного потока может быть найдена по формуле:
. (39)
Коэффициент обтекаемости имеет различное значение в зависимости от угла τ между вектором равнодействующей скорости Vр и продольной осью автомобиля. Этот угол может быть найден по формуле:
. (40)
С увеличением угла τ коэффициент обтекаемости, как правило, увеличивается.
При встречном ветре (β = 0); Vp = Va+Vb и формула (37) принимает вид:
. (41)
При попутном ветре β = 180°; Vp = Va–Vb и
. (41а)
Коэффициент обтекаемости Кв в обоих этих случаях такой, как и при движении автомобиля в неподвижной воздушной среде. Мощность Nв, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха,
(42)
В неподвижной воздушной среде, подставляя значение Pв из формул (37) и (37а), получим:
. (42а)
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: