7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
Для определения сил, действующих на автомобиль при его повороте, когда угол поворота управляемых колес и скорость движения автомобиля переменны, найдем вначале силы инерции. Для этого воспользуемся следующим приемом. Найдем абсолютные ускорения центра тяжести автомобиля, рассматривая автомобиль как твердое тело. Умножив затем полученные ускорения на массу автомобиля, найдем силы инерции, а затем, считая другие силы, действующие на автомобиль, заданными, определим реакции дороги.
Пусть автомобиль движется относительно неподвижной системы координат ζ0η , причем в рассматриваемый момент времени его продольная ось расположена под углом β к оси 0η этой системы, а колеса повернуты, как показано на рис. 44а, на угол θ. Зная средний угол поворота управляемых колес, можно способом, показанным ранее, найти положение центра поворота Оп. Скорость Vc центра тяжести С автомобиля направлена перпендикулярно радиусу и равна Vс = ωaОпС. Обозначим y угол между продольной осью автомобиля и вектором скорости Vс.Проекции скорости Vc на неподвижные оси координат равны
;(143)
; (144)
где VX = VC Cos γ – проекция скорости Vc на продольную ось x автомобиля (продольная составляющая скорости движения автомобиля);
Vx = VC Cos γ – проекция скорости Vc на поперечную ось автомобиля (скорость бокового смещения автомобиля).
а) б)
Рис. 44. Схема для определения сил, действующих на автомобиль при повороте
Продифференцировав равенства (143), (144) по времени, получим проекции на оси неподвижной системы ускорения центра тяжести автомобиля:
; (145)
; (146)
Поскольку положение автомобиля относительно неподвижной системы координат непрерывно меняется, то положение ускорений Jη и Jζ относительно продольной и поперечной осей также изменяется. Удобнее иметь дело с ускорениями, а, следовательно, и силами, не изменяющими свое направление относительно автомобиля. Поэтому спроектируем полученные в неподвижной системе ускорения на продольную и поперечную оси автомобиля.
Согласно рис. 44б, сумма jx проекций ускорений Jη и Jζ на продольную ось автомобиля равна:
; (147)
Сумма jy проекций ускорений jη и Jζ на поперечную ось автомобиля равна:
; (148)
Подставляя в равенства (147), (148) значения Jη и Jζ из равенств (145), (146) после соответствующих преобразований, получим:
; (149)
Пользуясь рис.44а, найдем:
, ,
откуда ,
где точками обозначено дифференцирование по времени.
Подставляя полученные значения Vy и в равенства (149), найдем:
; (150)
; (151)
Продольная и поперечная составляющие сил инерции, действующих на автомобиль при повороте, равны произведению массы автомобиля на продольную и поперечную составляющие ускорения центра тяжести автомобиля и направлены в сторону, противоположную направлению соответствующих ускорений.
Продольная составляющая силы инерции:
; (152)
направлена в сторону, противоположную движению автомобиля.
Поперечная составляющая силы инерции:
;
(153)
направлена от центра поворота автомобиля.
Пользуясь формулами (151), (152), можно, как частный случай, получить формулы для определения продольной и поперечной составляющих сил инерции без учета увода (у автомобиля с жесткими колесами).
Принимая , получим:
; (154)
; (155)
Из формул (154), (155) видно, что как с учетом увода, так и без учета увода поперечная составляющая Py силы инерции может быть представлена в виде трех составляющих:
Ру=Рy'+Рy»+Ру' (156)
Первая из этих составляющих является центробежной силой:
; (157)
Как видно из равенства (157), если заданы R и Va, то выражения для центробежной силы одинаковы как с учетом, так и без учета увода.
В формулах (152)-(157) скорость Va выражена в м/с. Если задана скорость в км/ч, то в этих формулах вместо Va нужно поставить Va/3,6.
Вторая составляющая Ру поперечной силы инерции возникает в результате изменения угла поворота управляемых колес и изменения углов увода. Для автомобиля с жесткими колесами эта составляющая всегда положительна при входе автомобиля в поворот и отрицательна при выходе из поворота. С учетом увода в случае, когда скорости изменения углов увода велики, эта составляющая может быть отрицательной при входе в поворот и положительной при выходе.
Третья, составляющая Py'«поперечной силы инерции возникает в результате изменения скорости движения автомобиля. Для автомобиля с жесткими колесами эта составляющая положительна при ускоренном движении и отрицательная при замедлении. При небольших углах θ и больших углах увода положительное значение третьей составляющей поперечной силы может иметь место и в процессе торможения.
В большинстве случаев движения автомобиля центробежная сила значительно больше остальных составляющих. Поэтому в качестве основных критериев устойчивости автомобиля обычно принимаются предельная по устойчивости скорость или предельный радиус поворота при круговом движении, когда две последние составляющие поперечной силы инерции равны нулю. В некоторых случаях при больших радиусах поворота, больших скоростях движения, а также резком изменении углов поворота управляемых колес и кривизны траектории движения автомобиля существенную роль может играть составляющая Py».
Составляющая Ру'«в большинстве случаев мала. Только при резком торможении влияние этой составляющей на устойчивость автомобиля может быть заметным.
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: