8.3. Свободные колебания без затухания
Рассмотрим вначале колебания только подрессоренной массы без учета влияния на эти колебания неподрессоренных масс.
Как спереди, так и сзади подрессоренная масса опирается на дорогу через два последовательно включенных упругих элемента: упругий элемент подвески, имеющий жесткость Ср, и шину, обладающую жесткостью Сш .
Покажем, что два (в общем случае несколько) упругих элемента, можно при расчетах заменить одним, жесткость Спр которого называют приведенной жесткостью.
Обозначим fпр суммарный прогиб двух последовательно включенных упругих элементов под действием некоторой силы Р.
Прогиб каждого из этих элементов равен
; , но ,
откуда:
; (197)
Пользуясь понятием о приведенной жесткости, можно, если не учитывать влияния неподрессоренных масс на подрессоренные, колебательную систему представить в виде массы Мп с моментом инерции относительно поперечной оси ОУ, проходящей через центр тяжести, равным Jу, опертой на упругие элементы Спр1 и Спр2 (рис. 59).
Рис. 59.
Будем рассматривать колебания такой системы по двум степеням свободы – перемещение центра тяжести 0 по вертикали (в направлении оси OZ) и поворот в продольной плоскости (вокруг оси ОУ, перпендикулярной плоскости чертежа).
Положительными будем считать перемещение вверх и поворот балки против часовой стрелки.
Уравнения движения при этом запишутся так:
; ,
где z0 – текущее перемещение центра тяжести 0 по оси z;
α – текущий угол поворота балки относительно оси OУ;
P1 и P2 – силы упругости соответственно переднего и заднего упругих элементов.
Если обозначить Z1 и Z2 текущие значения деформации соответственно переднего и заднего упругих элементов, то
P1 = Cпр1z1 и P2 = Cпр2z2
Тогда
; (198)
; (199)
Где ρy – радиус инерции подрессоренных масс автомобиля относительно оси ОY.
В два уравнения (198) и (199) входят четыре неизвестных: Z1, Z2, Z0 и α. Однако эти неизвестные связаны между собой, и любая пара из них может быть выражена через другую пару.
Выразим неизвестные Z0 и α через Z1 и Z2
Непосредственно из рис. 60 можно записать:
; (200)
Из уравнений (188) получим:
Подставляя эти значения α и Z0 в равенства (199) и (200), получим:
; (201)
; (202)
После преобразования получим два дифференциальных уравнения:
; (203)
Разделим обе части каждого из уравнений (203) на коэффициенты при и . Тогда
; (204)
; (205)
Система уравнений (204) и (205) является связанной, поскольку в уравнение (204), кроме и , входит также , а в уравнение (205), кроме и , входит .
Однако, если выполняется условие апbn = ρy2, тo в уравнении (205) остаются только перемещение Z2 и ускорение передней части автомобиля, а в уравнении (204) только перемещение Z2 и ускорение задней части автомобиля, т.е. уравнения (204) и (205) оказываются не связанными друг с другом. Это означает, что при колебания передней части автомобиля не оказывают влияния на колебания его задней части и наоборот.
При колебания передней и задней частей автомобиля оказываются связанными.Влияние колебаний одной части автомобиля на другую тем больше, чем больше коэффициенты при вторых членах уравнений (204) и (205).
Поэтому эти коэффициенты называют коэффициентами связи.
, ; (206)
Рис. 60. Схема для определения парциальных частот
Рассмотрим случай, когда .
В теории колебаний имеется понятие «парциальная частота системы», под которым понимается частота колебаний по одной из степеней свободы в случае, когда движение по всем остальным, степеням свободы устранено. Если считать, что закреплена точка В (рис. 60а), т.е. Z2 = 0, то уравнение (205) может быть записано в виде:
; (206)
В случае, когда закреплена точка А (рис. 60б), т.е. Z1 = 0, уравнение (205) принимает вид:
; (207)
Коэффициенты при перемещениях представляют собой соответственно частоты колебаний точки А при закрепленной (шарнирно) точке В и колебаний точки В при закрепленной точке А, т.е. парциальные частоты колебаний подрессоренной массы автомобиля в случае, когда . В действительности как точка А, так и точка В совершают сложные колебания, которые для точки А можно рассматривать как сумму колебаний относительно точки В и колебаний точки В для точки В как сумму колебаний относительно точки А и колебаний точки А.
Зависимость от времени перемещений точек А и В можно определить по формулам:
для точки А
; (208)
для точки В
; (209)
где Z11 и Z21- амплитуды колебаний соответственно точек А и В с частотой Ω1;
Z12 и Z22 – амплитуды колебаний соответственно точек А и В с частотой Ω2.
Частоты Ω1 и Ω2 могут быть найдены по парциальным и коэффициентам связи Kс1 и Kс2 , пользуясь уравнениями:
; (210)
(211)
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: