logo
Учебное пособие _2009_готово точно

7. 1 Основные понятия и определения

В предыдущих главах были рассмотрены эксплуатационные свойства автомобилей для случаев прямолинейного движения. Однако, в общем случае траекторию движения любого автомобиля всегда можно рассматривать как криволинейную с изменяющейся кривизной. Если кривизна траектории близка к нулю, то такое движение условно принято называть прямолинейным. Криволинейность движения обусловлена необходимостью совершать повороты в соответствии с задаваемой водителем траекторией, а также неизбежным отклонением автомобиля от заданной траектории вследствие действия внешних возмущений.

Криволинейное движение автомобиля характеризуется изменением во времени положения его продольной и вертикальной осей, а также наличием продольных и, главным образом, поперечных ускорений. Процесс изменения траектории состоит из входа в поворот, движения с постоянным радиусом (этот этап иногда может отсутствовать) и выхода из поворота. При входе в поворот и выходе из него кривизна траектории центра масс автомобиля меняется по закону близкому к линейному, что соответствует приблизительно равномерному повороту рулевого колеса. Количество криволинейных участков, их протяженность и радиусы кривизны на дорогах различных категорий существенно отличаются (см.табл.9)

Движение по грунтовым дорогам (V-ой категории) характеризуется почти беспрерывным воздействием водителя на рулевое колесо. Время условного прямолинейного движения в этом случае составляет всего 30…35 % от общего времени движения.

Способность АТС совершать движение по задаваемым траекториям оценивается двумя свойствами: управляемостью и устойчивостью.

Под управляемостью понимается эксплуатационное свойство ТС, характеризующее его способность изменять параметры движения под воздействием водителя.

Таблица 9