logo
Учебное пособие _2009_готово точно

4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля

Помимо экспериментальных методов для оценки топливной экономичности автомобилей могут быть использованы и расчетные методы. Расчетные методы осуществляются значительно быстрее экспериментальных и с наименьшими материальными затратами. В настоящее время расчетные методы являются достаточно приближенными и поэтому используются как предварительные или ориентировочные. Показатели КРТ и ТХ рассчитываются при установившемся движении, а остальные показатели топливной экономичности кроме установившегося движения включают режимы разгона, торможения и холостого хода.

Комплексным измерителем экономичности автомобилей по расходу топлива является топливно-экономическая характеристика (рис. 26), представляющая собой график зависимости путевого расхода топлива qп от скорости Vа при установившемся движении по дорогам с различным коэффициентом дорожного сопротивления ψ.Такой график может быть построен для каждой передачи.

В общем случае кривые зависимости имеют минимум, причем скорости, при которых путевой расход топлива минимальный, тем меньше, чем больше ψ. Иногда, например, у дизельных автомобилей, зависимость не имеет минимума. Путевой расход в этих случаях повышается с увеличением скорости движения.

Слева семейство кривых ограничивается кривой, соединяющей точки, соответствующие минимально устойчивым скоростям движения. Обычно эти скорости тем больше, чем тяжелее условия движения. Для упрощения часто считают минимальные скорости одинаковыми для всех значений ψ. Тогда семейство кривых слева ограничивается прямой, параллельной оси ординат.

Справа и сверху график ограничен огибающей параболой, соответствующей расходу топлива при его полной подаче дозирующими органами. Для карбюраторных двигателей это соответствует полному открытию дроссельной заслонки, а для дизелей положению рейки насоса «до упора».

Рис. 26. Топливно-экономическая характеристика автомобиля