logo
Учебное пособие _2009_готово точно

Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах

Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках на стендах

Таблица 4

Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневмопривода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 Мпа, а для прицепных звеньев – не менее 0,48 Мпа при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 Мпа – при подсоединении по двухпроводному приводу.

Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе , подтекания тормозной жидкости, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускается. Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневмо- и пневмогидравлического тормозного привода, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны. Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие видимых мест перетирания не допускается. Расположение и длина соединительных шлангов пневмопривода тормозов автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепного звена.

Давление на контрольном выводе регулятора тормозных сил в составе тормозного пневмопривода в положении разрешенной максимальной массы и снаряженного состояния АТС или усилие натяжения свободного конца пружины регулятора, снабженного рычажной связью с задним мостом, в составе тормозного гидропривода должно соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя или эксплуатационной документации.

АТС, оборудованные АБС, при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.

Показателями эффективности рабочей и запасной тормозных систем при стендовых испытаниях является значение общей удельной тормозной силы. Стендовые испытания проводятся путем торможения АТС рабочей тормозной системой с силой на органе управления, значение которого не должно превышать указанного в табл. 3 и 4. Там же приведены и нормативные значения удельной тормозной силы.

Общая удельная тормозная сила т – отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к его весу.

т =  Рт / М * g. ( 71 )

где Рт – сумма максимальных тормозных сил на колесах АТС, Н;

M – фактическая масса проверяемого АТС, кг;

g – ускорение свободного падения, м/с2.

Кроме показателей эффективности для рабочей тормозной системы при испытаниях определяются показатели устойчивости АТС при торможении. Оценочным показателем устойчивости АТС при торможении в процессе дорожных испытаний является его линейное отклонение. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м. Показателем устойчивости при торможении при стендовых испытаниях является относительная разность тормозных сил колес одной оси (в процентах от наибольшего значения) (по абсолютной величине) – F = I(Рт,прРт,л) / Рт maxI∙100 %.

Оценочными показателями эффективности стояночной тормозной системы является величина уклона в %, на котором удерживается автомобиль (время не ограничено), и значение общей удельной тормозной силы на колесах. Нормативные значения приведены ранее.

Дорожные испытания проводятся путем затормаживания АТС стояночной тормозной системой на уклоне с силой на органе управления 392 Н (40 кгс) для АТС категории М1 (В) и 588 Н (60 кгс) для АТС остальных категорий. Величина уклона для АТС полной массы должна быть не менее 16%, а для АТС в снаряженном состоянии – не менее 23% – для категорий М и не менее 31% – для категорий N.

Стендовые испытания проводят путем торможения АТС стояночной тормозной системой с силой на органе управления, что и при дорожных испытаниях. По результатам испытаний определяется значение общей удельной тормозной силы. Стояночная тормозная система должна обеспечивать значение общей удельной тормозной силы АТС разрешенной максимальной массы не менее 0,16, а для АТС в снаряженном состоянии – расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые действует стояночная тормозная система, к снаряженной массе АТС.

Стояночная тормозная система прицепного звена при отсоединении его от тягача должна обеспечивать неподвижное состояние на уклоне, значения которого установлены для соответствующей категории одиночного АТС, к которой относится тягач.

Оценочным показателем эффективности торможения вспомогательной тормозной системой при дорожных испытаниях является значение установившегося замедления АТС j a уст. Дорожные испытания проводятся путем торможения АТС вспомогательной тормозной системой в диапазоне скоростей 35…25 км/ч. При этом должна быть включена передача в коробке передач автомобиля, обеспечивающая частоту вращения коленчатого вала двигателя, не превышающую ее максимального значения. Установившееся замедление для АТС полной массы должно быть не менее 0,5 м/с2, а для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира – 0,8 м/с2 .

В эксплуатации тормозные свойства определяются ГОСТом 51709–2001 и Правилами дорожного движения. Согласно этим правилам, при торможении автомобиля с начальной скоростью 30 км/ч (8,34 м/с) на сухой горизонтальной дороге с твердым покрытием (φх = 0,6) тормозной путь не должен превышать, а максимальное замедление быть меньшим величин, указанных в таблице 5.

Таблица 5