9.2. Профильная проходимость
Большинство оценочных показателей профильной проходимости представляет собой геометрические параметры автомобиля и прицепного звена.
Профильную проходимость в соответствии с ГОСТ 22653-77 оценивают по следующим показателям:
дорожному просвету; 2) переднему и заднему свесу; 3) углу переднего и заднего свеса; 4) продольному радиусу проходимости; 5) наибольшему углу преодолеваемого подъема; 6) наибольшему углу преодолеваемого косогора.
Применительно к автопоездам помимо перечисленных показателей используют в качестве оценочных дополнительно.
7) вертикальный и горизонтальный углы гибкости.
Часто к оценочным показателям профильной проходимости дополнительно относят:
8) Поперечный радиус проходимости;
9) Угол перекоса мостов;
10) Коэффициент совпадения следов передних и задних колес.
Для полно приводных автомобилей основным оценочным показателем профильной проходимости являются ширина преодолеваемого в поперечном направлении рва и высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа).
Измерения геометрических параметров автомобиля проводятся при полной нагрузке на горизонтальной площадке с твердым и ровным покрытием.
Дорожный просвет – расстояние от наиболее низко расположенной точки автомобиля до опорной поверхности (обычно карте главной передачи или места крепления рессор).
Он определяет возможность движения автомобиля по мягким грунтам и преодоления препятствий (камней, пней, кочек и т.п.) Дорожные просветы у прицепного состава должны быть не менее, чем у тягачей, а у автомобилей повышенной и высокой проходимости значительно больше, чем у дорожных.
В нормативах стран-членов СЭВ предусмотрены минимальные значения для автомобилей каждой категории:
Таблица 12
У современных отечественных автомобилей дорожный просвет составляет:
Легковые автомобили 150…220 мм
Автобусы220…300 мм
Грузовые автомобили240…300 мм
Высокой проходимости 400…500 мм
Переднийи задний свес – расстояние от крайне передней (задней точки выступающей части по длине автомобиля до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры (задних) колес. Свесы влияют на проходимости при переезде через канавы, пороги, кюветы и т.п. Чем меньше свесы, тем лучше.
Угол переднего и заднего свеса – угол между опорной поверхностью и касательной к окружности (наружной) колеса и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля, так чтобы все остальные точки контура оказались с внешней стороны этого угла. Эти углы характеризуют возможность преодоления препятствий при въезде и съезде с них.
Продольный радиус проходимости Rпр – радиус условного цилиндра касательного к окружностям колес и проходящем через точку контура нижней части автомобиля. Характеризует проходимость автомобиля по местности с препятствиями гребнистого характера, насыпями, буграми и т.п.
Нормативы углов свеса и продольного радиуса проходимости.
Таблица 13
Наибольший угол преодолеваемого подъема – угол подъема имеющий протяженность не менее двух кратной длины автомобиля или автопоезда, и ровную поверхность, преодолеваемый без использования инерции, нарушений условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения.
Наибольший угол косогора, преодолеваемый АТС, – угол при движении по ровному косогору без бокового скольжения колес более, чем ширину профиля шины и без нарушений условий нормальной работы агрегатов автомобиля и безопасности движения. Стандартами не нормирован.
Углы гибкости автопоезда в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для прицепного автопоезда углами гибкости являются углы возможного отклонения оси дышла прицепа от продольной оси тягово-сцепного устройства тягача.
Для седельного автопоезда углы гибкости определяются соответственно предельными положениями продольных осей автомобиля-тягача в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Углами продольной гибкости называются предельные углы относительного перемещения автомобиля-тягача в продольной вертикальной плоскости симметрии, осуществляемого без упругих деформаций в звеньях автопоезда.
Угол поперечной гибкости в вертикальной плоскости – угол относительного перемещения звеньев автопоезда в вертикальной плоскости, осуществляемого без упругих деформаций звеньев автопоезда. Углы вертикальной гибкости автопоезда характеризуют его проходимость по неровным дорогам. Угол продольной гибкости в горизонтальной плоскости иногда называют углом складывания автопоезда .
Поперечный радиус проходимости – радиус условного цилиндра, вписанного касательно правому и левому колесу одного моста и нижней точки, находящейся между этими колесами ТС. Этот радиус определяет проходимость АТС по неровностям, ширина которых соизмерима с колеей. Стандартами не нормируется.
Угол перекоса мостов – сумма углов поворота осей переднего и заднего мостов автомобиля относительно горизонтальной плоскости. Характеризует способность АТС двигаться по неровным дорогам без потери контакта колес с дорогой. Стандартами не нормируется. Коэффициент совпадения следов передних и задних колес hс , где ширина следа соответственно за передними и задними колесами АТС. Чем ближе hс к единице, тем меньше сопротивление движению автомобиля по деформируемым грунтам за исключением случаев движения по болотистой местности, где происходит подрезание дернового покрытия. Стандартами не нормируется.
Ширина рва преодолеваемого в поперечном направлении и высота вертикальной стенки. Эти параметры применяются для полно приводных автомобилей и являются основными при оценке их профильной проходимости. Стандартами не нормируется.
Ширина рва, преодолеваемого в поперечном направлении определяется числом и расположением мостов и положением центра масс автомобиля по базе. Для 2-х и 3-х осных автомобилей (если центр масс расположен между передним и средним мостами) ширина рва, преодолеваемого в поперечном направлении, определяется размерами колеса. Для 3-х и 4-х осных автомобилей с равномерным расположением мостов ширина преодолеваемого рва может быть значительной и определяется базой автомобиля, расстановкой колес и положением центра масс по длине.
Высота преодолеваемого автомобилем порогового препятствия (вертикальной стенки) зависит от размеров колеса и от того ведущее колесо или ведомое.
Максимальная глубина преодолеваемого брода зависит от конструкции автомобиля. Лимитирующими факторами глубины при твердом основании брода являются уровни расположения лопаток вентилятора системы охлаждения двигателя, всасывающего патрубка системы питания двигателя, аккумулятора, генератора, приборов системы зажигания, воздухо-соединительных отверстий (сапунов) картеров механизмов трансмиссии.
Для увеличения глубины преодолеваемого брода у автомобилей высокой проходимости выходы всасывающих и выпускных патрубков системы питания стремятся расположить над кабиной, вентилятор выполняют с отключающимся приводом, а генератор, аккумулятор, приборы системы зажигания, картеры редукторов и колесные тормозные механизмы – герметичными. При таком исполнении автомобили могут преодолеть брод глубиной до 1,6…1,8 м.
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: