Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
(рис. 15а).
Поскольку при максимальной скорости ja=0, то уравнение (41) перепишется так: D = ψ. Следовательно, максимальной будет та скорость, при которой динамический фактор равен коэффициенту ψ дорожного сопротивления. Для определения этой скорости по оси ординат отложим заданное значение ψ и проведем из полученной таким образом точки прямую, параллельную оси абсцисс. Абсцисса точки пересечения этой прямой с кривой D = f(Va) и даст искомую максимальную скорость движения.
Если автомобиль снабжен карбюраторным двигателем, не имеющим ограничителя оборотов, то кривая D = f(Va) может быть всегда продолжена до пересечения с прямой ψ = Ф(Va) (рис. 15а). Если автомобиль снабжен карбюраторным двигателем, имеющим ограничитель оборотов, либо дизелем, то в случае, когда прямая, соответствующая заданному ψ, не пересекает кривую D = f(Va), величина определяется кинематически по формуле (7), в которую следует подставить угловую скорость ωno (обороты nno), соответствующую срабатыванию ограничителя.
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с постоянной скоростью (Va = const) на дороге с заданным f на заданной передаче (рис. 15а).
В этом случае уравнение (50) запишется так: , где Dmax – максимальный динамический фактор на заданной передаче.
Разность Dmax-f можно найти графически, отложив по оси ординат величину f и проведя из полученной таким образом точки прямую, параллельную оси абсцисс.
Максимальное ускорение на дороге с заданным ψ на заданной передаче (рис. 15б).
Из уравнения (50)
. (51)
Разность Dmax–ψ можно найти графически, проведя прямую, параллельную оси абсцисс, на расстоянии ψ от этой оси.
Подобным же образом могут быть решены и другие задачи, указанные выше.
Поскольку тяговая сила ограничена сцеплением колеса с дорогой, то и динамический фактор ограничен по сцеплению. Так как буксование колес обычно имеет место при подведении к колесу большой силы тяги и на малых скоростях движения, то в этом случае можно приближенно считать Pсв = Z2φ, где Z2 – нормальная реакция, действующая на ведущие колеса автомобиля. Отношение называют динамическим фактором по сцеплению. Графически динамический фактор по сцеплению изображается прямыми, параллельными оси абсцисс (рис. 15а). В отличие от динамический фактор D, определяемый формулой (49), называют динамическим фактором по тяге (или по двигателю).
Для облегчения расчетов в тех случаях, когда автомобиль имеет переменный общий вес, например, в результате изменения полезной нагрузки, профессор Н.А. Яковлев предложил дополнить динамическую характеристику номограммой (рис. 16), которая наносится слева от динамической характеристики и состоит из ряда прямых, позволяющих определить масштаб динамического фактора D по двигателю (сплошные прямые) и динамического фактора Dсц по сцеплению (пунктирные прямые) для любой величины полезной нагрузки от Н = 100% до Н = 0%. График рис. 16 называют динамическим паспортом.
По оси абсцисс номограммы откладывается полезная нагрузка Н %, причем Н = 100% соответствует началу координат динамической характеристики. Если при Н = 100% выбран такой масштаб, что D = a соответствует δ мм оси ординат, то при любой другой полезной нагрузке то же значение D(D = a) будет соответствовать H = δH мм оси ординат, причем
, (52)
где Gа – полный вес автомобиля;
Gао – вес автомобиля без полезной нагрузки;
– вес полезной нагрузки.
Рис. 16. Динамический паспорт автомобиля
Как видно из формулы (52), зависимость масштаба D от полезной нагрузки Н, выраженной в %, является линейной. Поэтому для построения номограммы масштабов достаточно кроме произвольно выбираемого масштаба при Н = 100%, найти масштаб для любого другого значения Н. Удобнее всего определять значения масштаба для Н = 0. В этом случае . Проведя прямые через масштабные отметки при Н = 100% и Н = 0 для различных значений D = a1, a2, …, получим номограмму масштабов для определения значений D при любом значении Н в пределах от Н = 100% до H = 0.
Для динамического фактора по сцеплению масштаб выбирается так:
при Н = 100% значению Dсц = a соответствует по оси ординат;
при Н = 0 тому же значению Dсц соответствует по оси ординат, где Zвед и Zвед0 – нормальные реакции на ведущих колесах соответственно при Н = 100% и Н = 0 %;
Gвед и Gвед0 – вес, приходящийся на ведущие колеса, соответственно при H = 100% и Н = 0 %.
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: