6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
Передаточное число iг главной передачи определяется из условий обеспечения максимальной скорости движения на высшей передаче в коробке передач.
Предварительно выбирается передаточное число коробки передач на высшей передаче (iкв = 1). В большинстве случаев высшей является прямая передача (iкв = 1). У грузовых автомобилей иногда высшая передача имеет передаточное число, меньшее единицы (ускоряющая передача). Особенно часто ускоряющая передача применяется у дизельных автомобилей. Передаточное число ускоряющей передачи грузовых автомобилей выбирается в пределах 0,7…0,85. У некоторых легковых автомобилей, снабженных двухвальными коробками передач, передаточное число высшей передачи может быть как меньшим единицы (обычно 0,85…0,98), так и большим единицы (1,03…1,05).
Пользуясь формулой (7), модно записать:
; (117)
У автомобилей с одной ведущей осью дополнительная коробка не ставится, тогда iг = 1.
Полученное по формуле (117) передаточное число главной передачи сравнивают с существующими.
Для получения достаточного дорожного просвета и простой конструкции главной передачи не рекомендуется превышать следующие значения передаточных чисел главной передачи:
легковые автомобили – iг не более 5;
грузовые автомобили с грузоподъемностью до 4…5 т – iг не более 7;
тяжелые грузовые автомобили – iг не более 10.
Выбор передаточных чисел коробки передач производится в такой последовательности:
а) Определение передаточного числа ik1 первой передачи в коробке передач.
Для этого используется уравнение силового баланса установившегося движения автомобиля Pт = Рд+Рв.
Поскольку на первой передаче скорости движения автомобиля не велики, то силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Тогда, принимая во внимание выражение для Pт и Pд, можно записать:
; (118)
Передаточное число первой передачи выбирается таким, чтобы при включении этой передачи и максимальном моменте двигателя автомобиль мог двигаться с постоянной скоростью по дороге с ψmax, заданным для проектируемого автомобиля. Для этого необходимо, чтобы равенство (118) приняло вид:
; (119)
Откуда искомое передаточное число ik1 первой передачи равно:
; (120)
Максимальное значение ψmax суммарного коэффициента сопротивления дороги должно быть задано. Величина этого коэффициента зависит от типа автомобилей. Средние значения ψmax:
- для легковых автомобилей ψmax = 0,35…0,5;
- для грузовых автомобилей ψmax = 0,35…0,4;
-для автомобилей высокой проходимости ψmax = 0,7…0,9.
Передаточное число iдв высшей ступени дополнительной коробки чаще всего берется равным единице. У двухосных автомобилей с одной ведущей осью дополнительная коробка отсутствует.
Полученное по формуле (120) передаточное число первой передачи нужно проверить по условиям буксования. Буксования не будет, если выполняется неравенство
; (121)
где ΣZвед – сумма нормальных реакций, действующих на ведущие колеса автомобиля;
φ – коэффициент сцепления, который считают одинаковым для всех колес.
Из равенства (121)
; (122)
Для двухосного автомобиля с одной задней ведущей осью
ΣZвед = Z2 = mp2G2
Для двухосного переднеприводного автомобиля
ΣZвед = Z1 = mp1G1
Для трехосного автомобиля с неведущей передней осью
ΣZвед = Zm = mpтGт ,
где mp2, mp1, mpт – коэффициенты динамического изменения реакций соответственно задней и передней осей двухосного автомобиля и тележки трехосного автомобиля;
G2 , G1 и Gт – веса, приходящиеся на заднюю и переднюю оси и тележку.
Проверка по сцеплению ведется для хорошего сухого шоссе (φ = 0,6…0,8).
Если передаточное число ik1 по формуле (122) получается меньшим, чем по формуле (120), то, прежде всего следует проверить возможность увеличить вес, приходящийся на ведущие колеса. Такое увеличение возможно за счет изменения предусмотренной ранее компоновки автомобиля и может потребовать изменения размеров шин. В последнем случае тяговый расчет проводится заново.
Если увеличение веса, приходящегося на задние колеса автомобиля, в пределах, обеспечивающих равенство передаточных чисел по формулам (120) и (122), не возможно, тогда передаточное число первой передачи коробки передач производится из условия отсутствия буксования по формуле (122).
Следует, однако, иметь в виду, что при этом автомобиль не сможет двигаться по дороге с заданным заказчиком коэффициентом ψmax.
б) Выбор числа передач.
Число передач зависит от типа автомобиля, запаса мощности (отношения максимальной мощности Nmax двигателя к полному весу Ga автомобиля) и предполагаемых условий эксплуатации.
Современные легковые автомобили обычно имеют 4 передачи, лишь при большом завесе мощности – 3 передачи.
Для грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности число передач равно 4 или 5, а для тяжелых автомобилей, особенно часто работающих в качестве тягачей 6…10 (иногда 12…15).
Для автомобилей высокой проходимости применяются либо четырех-пятиступенчатые коробки передач в сочетании с двухступенчатыми (реже трехступенчатыми) дополнительными коробками, либо многоступенчатые коробки (8…15 ступеней).
в) Выбор передаточных чисел промежуточных передач.
От выбора промежуточных чисел коробки передач зависят как тяговые, так и экономические свойства автомобиля. В настоящее время предложено много методик выбора передаточных чисел коробок передач. Одни из этих методик предусматривают получение наилучших разгонных свойств автомобиля, другие – оптимальной топливной экономичности, третьи – наибольшей средней скорости в некоторых заданных условиях движения.
Мы рассмотрим один из простейших методов выбора передаточных чисел промежуточных передач, в основу которого положено наиболее полное использование мощности двигателя при разгоне автомобиля, начиная с первой до высшей передачи.
Если бы коробка передач была бесступенчатой, то разгон можно было бы производить, не изменяя угловой скорости коленчатого вала двигателя только за счет изменения передаточных чисел. При этом можно было бы работать на угловой скорости wN, используя в процессе всего разгона максимальную мощность двигателя и получая в результате этого максимально возможные для данного автомобиля ускорения. При ступенчатой коробке передач для наилучшего использования мощности двигатель на всех передачах должен работать в некотором неизменном диапазоне угловых скоростей от w1 до w2 (рис. 38).
Будем по оси ординат кроме мощностей откладывать скорости движения автомобиля и нанесем на график внешней характеристики прямые, характеризующие зависимость скорости движения от угловой скорости коленчатого вала. Если пренебрегать падением скорости в процессе переключения передач, то каждый раз при переключении передач скорость движения автомобиля, достигнутая перед моментом переключения на низшей передаче при угловой скорости w2, равна скорости на следующей высшей передаче сейчас же после ее включения при угловой скорости w1, т.е.
VI max = VII min ; VIImax = VIIImin; (123)
Принимая во внимание, что ; и т.д., из равенства (123) получим:
; или ; (124)
Рис. 38. Определение передаточных чисел коробки передач
Из равенства (124) видно, что для наилучшего использования мощности двигателя передаточные числа должны подбираться по геометрической прогрессии со знаменателем q.
Из предварительного расчета известны передаточные числа первой и высшей передачи. Пользуясь равенством (124), можно найти передаточные числа промежуточных передач для коробки передач с любым числом ступеней.
Для трехступенчатой коробки iIII = iкв, тогда из равенства (124)
; (125)
Для четырехступенчатой коробки можно записать: ,
откуда
; (126)
; (127)
Подставляя значения ikIII из равенства (127) в равенство (126), после преобразования получим:
; (128)
Подставив значение ikII в равенство (127), получим:
; (129)
Пользуясь выражениями передаточных чисел промежуточных передач для
трехступенчатой и четырехступенчатой коробок, можно вывести общую формулу для коробки передач с n ступенями.
Если m – номер передачи, то
; (130)
Практикой установлено, что для обеспечения хорошей топливной экономичности автомобиля, удобства переключения передач и долговечности синхронизаторов знаменатель прогрессии геометрического ряда передаточных чисел у грузовых автомобилей, работающих в условиях внутригородских и местных перевозок, не должен быть большим q =1,3…1,4.
Для грузовых автомобилей и автопоездов, работающих в условиях междугородних перевозок, можно увеличить по сравнению с геометрической прогрессией отношение передаточных чисел низших передач. Например, для пятиступенчатой коробки без повышающей передачи = 1,3…1,4; = 1,4…1,6; = 1,6…1,8; = 1,8…2,0.
У коробок грузовых автомобилей, имеющих повышающую передачу, последняя выбирается из условий обеспечения хорошей топливной экономичности негруженого автомобиля и автомобиля с грузом при движении по хорошим дорогам с малыми подъемами. Передаточное число повышающей передачи в этом случае выбирают в пределах 0,7…0,85. Это передаточное число не входит в геометрический, ряд и высшей передачей в этом случае считают следующую как ускоряющая передача.
г) Выбор передаточных чисел дополнительной коробки.
Дополнительные коробки бывают двух типов: демультипликаторы и раздаточные коробки.
Демультипликаторы применяются в трансмиссиях многоосных автомобилей (трехосных и четырехосных) с несведущими передними осями в тех случаях, когда автомобили такого типа изготовляются на базе агрегатов серийного двухосного автомобиля. Вес, приходящийся на ведущие колеса многоосного автомобиля, как правило, существенно больше веса, приходящегося на ведущие колеса серийного двухосного автомобиля, а условия работы многоосного автомобиля требуют большее число передач в трансмиссии, чем это может обеспечить коробка передач серийного автомобиля. Применение демультипликатора позволяет соответствующим образом увеличить передаточное число низшей ступени и число передач трансмиссии.
Для определения передаточного числа iдн низшей передачи демультипликатора можно воспользоваться равенством (131).
Пользуясь этим уравнением, найдем:
; (131)
где ik1 – передаточное число первой передачи коробки передач серийного автомобиля.
Максимальный коэффициент суммарного сопротивления дороги для трехосных автомобилей с передней несведущей осью обычно выбирается в пределах Ψmax = 0,4…0,55.
Раздаточные коробки применяются на многоприводных автомобилях со всеми ведущими осями.
Если в трансмиссии такого автомобиля используются агрегаты стандартного базового автомобиля, то раздаточная коробка объединяется с демультипликатором, чаще всего двухступенчатым. Передаточное число низшей передачи такой раздаточной коробки может быть определено по формуле (131), причем коэффициент суммарного сопротивления дороги Ψmax берут равным 0,8…1,0.
Кроме того, рекомендуется проверить выбранное значение передаточного числа низшей передачи из условий обеспечения минимальной скорости Va min движения при минимальном устойчивом числе оборотов двигателя.
Минимальная скорость выбирается в пределах 0,4…0,7 м/с (1,5…2,5 км/ч).
Исходя из этих условий,
; (132)
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: