Характеристики автомобильного двигателя
На современных автомобилях устанавливаются почти исключительно поршневые двигатели внутреннего сгорания. Рассмотрим характеристики этих двигателей.
Для определения внешних сил, действующих на автомобиль при различных дорожных условиях, основное значение имеют зависимости эффективной мощности и крутящего момента на коленчатом валу двигателя от угловой скорости (числа оборотов) коленчатого вала. Эти зависимости называют скоростной характеристикой двигателя.
Скоростные характеристики разделяют на внешние (предельные) и частичные. Первые получаются при максимальной подаче топлива, т.е. при полном открытии дроссельной заслонки у бензиновых двигателей или положении рейки топливного насоса «до упора» в дизеле, вторые при неполной подаче топлива, т.е. при промежуточных (но постоянных) положениях органов, регулирующих подачу топлива.
Скоростные свойства автомобиля определяются только при работе двигателя на внешней скоростной характеристике.
При определении скоростных свойств автомобиля приходится встречаться со следующими важными элементами внешней скоростной характеристики:
Nmax – максимальное (номинальное) значение эффективной мощности;
wn (nn) – частота вращения (число оборотов), соответствующая максимальной мощности;
Mmax – максимальное значение крутящего момента;
Mn – значение крутящего момента, соответствующего частоте вращения wеn ( nn);
wm (nm) – частота вращения (число оборотов), соответствующая максимальному крутящему моменту;
wmin (nmin) – минимальная устойчивая частота вращения (число оборотов) при полной подаче топлива; для современных автомобильных двигателей wmin=80…100 рад/с (nmin=800…1000 об/мин);
wmax (nmax) – максимальная частота вращения (число оборотов) при полной подаче топлива;
wxх (nxх) – частота вращения (число оборотов) на холостом ходу.
У двигателей, не имеющих ограничителей оборотов, максимальная угловая скорость (число оборотов) может изменяться в широких пределах в зависимости от условий движения. На высшей передаче в коробке передач при движении по горизонтальной дороге удовлетворительного качества максимальная угловая скорость (число оборотов) на 10…20% больше wn (nn).
На рис. 2 показана внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя, снабженного ограничителем оборотов.
Установка ограничителя оборотов имеет целью повышение долговечности двигателей. Ограничитель вступает в работу на той части внешней характеристики, на которой мощность почти не возрастает с увеличением частоты вращения коленчатого вала. Это соответствует частота вращения
wn0 = (0,8…1)wn
Мощность, соответствующую началу работы ограничителя оборотов, обозначают Ne0, а угловую скорость, соответствующую этой мощности, – wn0. Максимальной мощностью Nmax в этом случае будем называть ту мощность, которая соответствует максимуму кривой Ne = f(we) при отсутствии ограничителя оборотов. Этой мощности соответствуют угловая скорость wn (обороты nn) и момент Мn.
Максимальная угловая скорость в этом случае соответствует работе по ограничителю оборотов на холостом ходу (Ne = 0).
Внешняя характеристика дизеля (рис. 2) в рабочем диапазоне угловых скоростей не достигает максимума. Максимальным значением мощности Nmax считают мощность, соответствующую включению регулятора. Максимальная угловая скорость в этом случае определяется по регуляторной части характеристики на холостом ходу (Ne = 0).
Большое влияние на скоростные свойства автомобиля оказывает коэффициент приспосабливаемости двигателя K = Mmax/Mn.
Значения коэффициентов приспособляемости двигателя у современных двигателей изменяются в следующих пределах: карбюраторные двигатели К=1,15…1,35; дизели К=1,1…1,15.
Рис. 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя.
Для улучшения приспособляемости на некоторых дизелях устанавливаются специальные корректоры, повышающие коэффициент приспособляемости до 1,2…1,25.
Скоростные характеристики двигателей получаются экспериментально на специальных стендах. Испытания проводятся по специальной стандартной методике, различной в каждой стране. В частности, с двигателя снимается часть приборов, без которых двигатель может работать на стенде.
В РФ согласно ГОСТ 22576–90 испытания проводятся без глушителя, вентилятора, радиатора и компрессора. Согласно стандарту DJN, действующему в ФРГ, при испытаниях двигателей отсутствуют только радиатор и компрессор, а по американскому стандарту SAE, кроме тех приборов, которые снимаются по ГОСТ, снимаются еще воздушный фильтр, генератор и водяной насос.
Кроме того, в разных странах принята различная регулировка систем питания и зажигания. Поэтому для двигателя, имеющего одинаковую фактическую максимальную мощность, в каталогах и инструкциях разных стран будет указано различное ее значение, максимальное по SAE и минимальное по DJN.
Полученная при стендовых испытаниях мощность двигателя приводится к так называемым нормальным условиям, т.е. к атмосферному давлению, равному 760 мм рт.ст. и температуре 15°С. Это приведенное значение мощности и указывается в различных официальных документах (каталоги, инструкции и др.).
Будем называть эту мощность стендовой Ne ст.
При определении скоростных свойств автомобиля следует учитывать, что, во-первых, часть стендовой мощности двигателя при работе его на автомобиле затрачивается на привод тех приборов, которые были сняты при его испытании на стенде, а, во-вторых, температура и давление при работе двигателя на автомобиле (микроклимат подкапотного пространства) не соответствуют нормальным условиям.
Поэтому к трансмиссии автомобиля подводится мощность, меньше стендовой на 10…20 % ( Ne = Ne ст/A, где А=1,1…1,2).
Для расчетов удобнее пользоваться не графиками, а аналитическими зависимостями.
Имеется ряд эмпирических формул, позволяющих вычислить мощность Ne, соответствующую заданной частота вращения we (числу оборотов), по заданной максимальной мощности Nmax и частота вращения wn, (числу оборотов), соответствующей этой мощности.
Наиболее употребительной является эмпирическая формула, предложенная ученым С.Р. Лейдерманом:
. (1)
Коэффициенты а, b и c зависят от типа двигателя. Для карбюраторных двигателей а = b = c = 1,0; для четырехтактных дизелей с неразделенной камерой а = 0,87, b = 1,13, с = 1; для четырехтактных дизелей с предкамерой а = 0,60, b = 1,40, с = 1,0; с вихревой камерой а = 0,7, b = 1,3, с = 1,0.
Эта формула может быть преобразована и для определения максимального крутящего момента Мmax соответствующей этому моменту угловой скорости wmax (числа оборотов nm).
Для бензинового двигателя Mmax = 1250 Nmax/wn; wm = 0,5 wn
Для дизелей с неразделенной камерой Mmax= 1190 Nmax/wn; wm = 0,56wn
Для дизелей с предкамерой Mmax = 1090 Nmax/wn; wm= 0,7wn
Для дизелей с вихревой камерой Mmax= 1120 Nmax/wn; wm= 0,65wn
В этих формулах мощность выражена в кВт, а крутящий момент в .
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: