logo
Учебное пособие _2009_готово точно

9.1. Основные положения

Под проходимостью понимается эксплуатационное свойство ТС, определяющее его способность двигаться в тяжелых дорожных условиях, в том числе, по грунтам с повышенным сопротивлением движению и малым коэффициентом сцепления и преодолевать естественные и искусственные препятствия без вспомогательных средств.

Проходимость ТС комплексное свойство, характеризующее его подвижность и экономичность. Потеря проходимости может быть полной или частичной. Полной потерей проходимости является застревание – прекращение движения. Возможность движения по проходимости выражается неравенством

Рт ³ å Рj

Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения, т. е. уменьшением производительности, а также с ростом расхода топлива.

Проходимостью должны обладать автомобили всех марок и типов, но в зависимости от назначения в разной степени. По уровню проходимости АТС подразделяются на автомобили дорожной (обычной) проходимости и высокой. Конструктивным признаком проходимости является «колесная формула», показывающая количество всего колес и количество ведущих колес на автомобиле напр. 4 х 2.

К АТС дорожной проходимости относятся автомобили, предназначенные преимущественно для использования на дорогах с твердым покрытием. Это неполно приводные АТС с шинами с дорожным или универсальным рисунком протектора. В таких автомобилях используются также простые, не блокируемые дифференциалы. АТС высокой проходимости создаются специально для работы в условиях бездорожья. Они должны преодолевать встречающиеся на пути препятствия – канавы, уступы, подъемы, водные преграды и т. п..

Такие автомобили отличаются своеобразной компоновочной схемой, полноприводностью, наличием в трансмиссии блокируемых дифференциалов, применением шин специальной конструкции (размеры, рисунок протектора, регулируемое давление).

Иногда вторую группу АТС разделяют на автомобили повышенной проходимости и специальные по проходимости автомобили. Автомобили повышенной проходимости предназначены для использования на дорогах как с твердым покрытием, так и по бездорожью. Как правили, такие автомобили создаются на базе обычных автомобилей, а повышение проходимости обеспечивается приводом на все колеса, установкой раздаточной коробки с демультипликатором, применением тороидных шин с грунтозацепами и регулируемым давлением, наличием блокируемых дифференциалов и т. п. Специальные по проходимости автомобили создаются специально для работы в определенных условиях: на Крайнем Севере, заболоченной или песчаной местности и др. Такие автомобили имеют специальную компоновку, выдвижные катки для преодоления канав, очень часто они являются плавающими и имеют специальный движитель и т. п.

АТС может потерять подвижность вследствие недостаточной силы тяги по сцеплению, задевания выступающими частями на неровности, опасности опрокидывания или невозможности преодоления подъема по условиям недостаточной тяговой силы, невозможности преодоления поверхности из-за слабой несущей способности. В соответствии с этим различают профильную и опорно-сцепную проходимость. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности и препятствия на пути.

Опорно-сцепная проходимость определяет возможность движения по участкам с низким коэффициентом сцепления и по деформируемым грунтам со слабой несущей способностью. Однако на труднопроходимых участках маршрутов встречаются те и другие виды участков.