logo
Учебное пособие _2009_готово точно

2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса

При изучении скоростных свойств различают следующие радиусы:

а) Радиусы автомобильного колеса (рис. 4).

Статический радиус rc – расстояние от оси неподвижного колеса до опорной плоскости (дороги).

Динамический радиус rd – расстояние от оси катящегося колеса до опорной плоскости (дороги).

Радиус качения rk – отношение линейной скорости оси колеса к его угловой скорости:

rk = Vk/wk. (10)

Радиус качения находится опытным путем. Для его определения замеряют путь S , проходимый колесом за nk полных оборотов:

( 11)

Рис. 4. Радиусы автомобильного колеса

Радиусы rc, rd и rk для одного и того же колеса изменяются в зависимости от нагрузки, действующей на колесо, и давления воздуха в шине. Динамический радиус, кроме того, зависит от скорости движения колеса, увеличиваясь с ее увеличением, и незначительно уменьшается с увеличением крутящего момента, передаваемого через колесо.

Радиус качения в значительно большей степени, чем динамический радиус, уменьшается с увеличением крутящего момента, передаваемого через колесо. При передаче через колесо тормозного момента радиус качения увеличивается. Особенно сильно изменяется радиус качения в том случае, когда наряду с качением колеса имеет место его пробуксовка или проскальзывание. При полном буксовании колес радиус качения rk = 0, при полном скольжении (юзе) rk = .

При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением приближенно можно считать rk = rd = rc.

Величина радиуса rc может быть найдена либо по таблицам ГОСТ 10409–63, где указана величина статического радиуса при нагрузке и давлении воздуха, рекомендованных этим же ГОСТом, либо приближенно по номинальным размерам шины:

(12)

где d – диаметр обода (м);

ш- коэффициент смятия шины;

Вш – ширина профиля шины (м);

- отношение высоты профиля шины к ширине.

Эта формула основана на допущении о равенстве ширины профиля шины Вш высоте профиля Н.

Размеры шины d и Вш (в миллиметрах или дюймах) указываются в технических характеристиках и инструкциях по автомобилю, а также обозначаются на боковине шины.

Коэффициент смятия шины ш, учитывающий уменьшение высоты профиля шины за счет его смятия под нагрузкой для стандартных шин равен:

легковые автомобили 0,84…0,88,

грузовые автомобили 0,89…0,90.