logo
Учебное пособие _2009_готово точно

7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах

Для улучшения поперечной устойчивости автомобилей на некоторых закруглениях автомобильных дорог, предназначенных для движения автомобилей с высокими скоростями, делаются виражи. Виражом называют закругления дороги с поперечным уклоном, который расположен так, что при движении автомобиля центробежная сила и составляющая сила веса автомобиля, вызванная поперечным уклоном, направлены в разные стороны (рис. 50).

Такой участок дороги можно рассматривать как часть внутренней конической поверхности, считая, что центр тяжести автомобиля описывает дугу окружности, плоскость которой перпендикулярна вертикально расположенной оси конуса.Величина опрокидывающего момента в этом случае равна Моп=(Pycosβ-Gasinβ)hg, а величина восстанавливающего момента (без учета смещения центра тяжести в результате крена) Mвос=(Pyсosβ-Gasinβ)B/2

Рис. 50. Схема опрокидывания автомобиля на вираже

Принимая во внимание значение Рy из формулы (168), при равенстве опрокидывающего и восстанавливающего моментов, найдем критическую скорость и критический радиус по опрокидыванию при движении на вираже:

; (181)

Критическую скорость V и критический радиус Rφ по боковому скольжению определим из условия равенства разности сил Рycоsβ и Gasinβ, приложенных в центре тяжести автомобиля, предельной по сцеплению боковой реакции (Рysinβ+Gacоsβ)φy колес автомобиля. Учитывая при этом значение Рy из формулы (168), найдем

; (182)

; (183)

Из формул (181)-(183) видно, что на виражах поперечная устойчивость улучшается тем в большей степени, чем больше поперечный угол наклона β. Однако по ряду причин на обычных дорогах поперечные уклоны виражей делаются небольшими (β = 2…10%) и тем меньшими, чем больше радиус закругления. На специальных гоночных треках или испытательных полигонах уклоны дороги на виражах могут быть значительно большими (до 60…70%). Иногда такие виражи имеют переменный уклон (параболический профиль), увеличивающийся от центра закругления к его периферии.