logo
Учебное пособие _2009_готово точно

7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)

Если поперечный уклон дороги велик, а сила Рy мала (малые скорости движения, большие радиусы поворота), то составляющая силы веса Gasinβ молит быть больше составляющей центробежной силы Рycоs β. В этом случае может иметь место опрокидывание или боковое скольжение автомобиля в сторону действия поперечной составляющей силы веса.

Наиболее опасный в этом отношении случай имеет место, когда Рy = 0, т.е. при скорости движения автомобиля, равной нулю, или при прямолинейном движении автомобиля (R = ∞).

Предельные по опрокидыванию и боковому скольжению автомобиля поперечные уклоны дороги при Рy = 0 называют критическими углами косогора.

Пользуясь рис. 50 при Рy = 0, можно найти, что предельный по опрокидыванию угол βкр.оп, при котором имеет место равенство опрокидывающего момента Моп = Gahgsinβ восстанавливающего момента Mвос=Ga B/2 cosβ, равен:

βкр.оп=arctg B/(2hg); (184)

Критический угол βφ по боковому скольжению автомобиля на дороге с поперечным уклоном соответствует случаю, когда поперечная составляющая GaSinβ силы веса равна предельной по сцеплению суммарной боковой реакции GaφyCosβ всех колес автомобиля.

Из равенства этих сил находим:

βφ=arctg φy ; (185)