logo
Учебное пособие _2009_готово точно

5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей

Для подсчета путевого расхода топлива автомобилем с гидропередачей можно воспользоваться теми же уравнениями расхода топлива, что и для автомобиля с механической трансмиссией. Основная трудность при этом связана с тем, что при заданной скорости движения угловая скорость wе двигателя и степень использования его мощности U зависит от передаточного отношения гидротрансформатора, которое устанавливается автоматически в зависимости от сопротивления движению. Это затрудняет определение величины удельного расхода топлива, зависящего как от угловой скорости коленчатого вала двигателя, так и от степени использования мощности двигателя.

Предложено несколько способов построения экономической характеристики автомобиля с гидропередачей. Вот один из этих способов.

Строится нагрузочная характеристика гидротрансформатора (рис. 34), на которой, кроме кривой зависимости от угловой скорости крутящего момента двигателя при полной подаче топлива, наносятся также кривые зависимости

крутящего момента двигателя при различных степенях использования мощности двигателя.

Пользуясь этой характеристикой и графиком исходной характеристики гидротрансформатора, строят два вспомогательных графика:

а) графа зависимости Рт = f(Va) как при полной подаче топлива, так и при различной степени использования мощности двигателя (рис. 35а), методика построения этого графика такая же, как методика построения тяговой характеристики. На этом же графике наносят зависимость Рд+Рв = f(Vа) для различных значений ψ.

б) График зависимости угловой скорости коленчатого вала двигателя от скорости движения при разной степени использования двигателя U (рис. 35б); для построения этого графика задаются различными передаточными отношениями и по нагрузочной характеристике для какого-либо значения U находят соответствующую угловую скорость wе; затем по формуле подсчитывают скорости движения автомобиля, при различных iгт строят кривую зависимости we = f(Va) для принятого значения U; таким же образом строят зависимость угловой скорости wе от скорости движения автомобиля для других значений U.

Задаваясь значением ψ и различными скоростями движения по графику рис.35а, находим степень использования двигателя U, соответствующую заданным условиям движения.

По графику рис. 35б находят для принятых значений Va и соответствующих найденных значений U угловые скорости wе.

Зная wе и U, находят соответствующие удельные расходы топлива либо по графикам ge = f(U), либо по методике И.С. Шлиппе.

По формуле (103 а) находят путевые расходы топлива для разных значений Va.

То же повторяется для каждого из заданных значений ψ.

Если автомобиль снабжен гидромеханической передачей, то топливно-экономическая характеристика может быть построена для всех ступеней коробки передач, устанавливаемой за гидротрансформатором.

Рис. 34. Нагрузочная характеристика

а) б)

Рис. 35.

Рис. 36. Топливно-экономическая характеристика автомобилей с гидравлической и механической передачами

Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей имеет такой же вид, как и топливно-экономическая характеристика автомобиля с механической передачей (рис. 36). В большинстве случаев расходы топлива у автомобилей с гидропередачей несколько (на 3…7%) выше и больше изменяются с изменением скорости движения, чем у автомобиля с механической трансмиссией. Это объясняется сравнительно низким КПД гидропередач и изменением КПД с изменением передаточного отношения гидротрансформатора, а, следовательно, и скорости движения.