Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
Д L
Рис.61. Колебания с учетом неподрессоренных масс
Здесь Mпi – масса подрессоренных частей, приходящаяся на переднюю (i = 1) или заднюю (i = 2) подвески; mi – масса передних
(i =1) или задних (i = 2) неподрессоренных частей.
Уравнение движения подрессоренной массы
; (212)
Уравнение движения неподрессоренной массы
; (213)
где Zi – перемещение подрессоренной массы;
Ji – перемещение неподрессоренной массы;
Cpi – жесткость обоих упругих элементов подвески.
Для передней части автомобиля с = 1, для задней i = 2. Уравнения (201) и (202) могут быть представлены в таком виде:
;
(214)
; (215)
Здесь – парциальная частота колебаний подрессоренной массы (частота колебаний подрессоренной массы при закрепленной неподрессоренной массе) – (рис. 62а);
– парциальная частота колебаний неподрессоренной массы (частота колебаний неподрессоренной массы при закрепленной подрессоренной массе) – (рис. 62б);
– частота колебаний неподрессоренной массы при неподвижной подрессоренной массе Сшi = 0 (рис. 62а).
а) б) в)
Рис. 63. Парциальные частоты
Уравнения (214) и (215) являются связанными, поскольку в каждое из них входит и Zi и ξi. Это показывает, что колебания подрессоренных масс взаимосвязаны с колебаниями неподрессоренных масс. Систему двух уравнений второго порядка (214) и (215) можно заменить одним уравнением четвертого порядка, которое имеет характеристическое уравнение четвертой степени (биквадратное):
Корни этого уравнения являются частотами связанных колебаний колебательной системы, показанной на рис. 61. Решая характеристическое уравнение, получим две частоты (два других корня являются мнимыми).
Низкая частота
;
(214)
;
(215)
Следовательно, двухосный автомобиль имеет четыре собственные частоты – две низкие (Ω1 и Ω2) и две высокие (Ωk1 и Ωk2). Подсчеты показывают, что низкие частоты близки к парциальным частотам ω0 колебаний подрессоренных масс, а высокие – к парциальным частотам ωk колебаний неподрессоренных масс. Взаимная связь колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс уменьшает низкие и увеличивает высокие частоты.
Во многих случаях взаимным влиянием подрессоренных и неподрессоренных масс можно пренебречь, считая, что и .Основное влияние на степень отклонения частоты Ωi от ω0 оказывает соотношение между жесткостью шин и рессор. Если , то ошибка от замены частоты Ωi частотой ω0 не превышает 5%. При низкая частота собственных колебаний ω0 приблизительно на 30%.
Степень отклонения Ωki от ωki зависит как от соотношения Сшi и Сpi , так и от соотношения между подрессоренной и неподрессоренной массой. Если Сшi >2Cpi и Mпi > 4mi, то ошибка от замены частоты Ωki частотой ωki не превышает 1%. У современных автомобилей с хорошей подвеской собственные частоты имеют следующие значения.
Низкая частота Ω1: у легковых автомобилей 0,8…1,2 Гц (50…75) кол/мин;у грузовых автомобилей 1,2…1,5 Гц (75...90) кол/мин.
Высокая частота Ωki:у легковых автомобилей 8…12 Гц, (500…720) кол/мин;у грузовых автомобилей 6,5…9 Гц, (400…550) кол/мин. Выводы этого параграфа пригодны и для случая, когда , но разница не превышает ±20%.
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: