23. Закон надежности, модели развития отказов
Отказ – событие случайное, но его появление предопределено какими-то факторами, механизмами возникновения и развития. Эти факторы и механизмы в совокупности – модели отказов. Главное определяющее значение для установления вида и формулы закона распределения имеет интенсивность отказов: ; где f(t) – плотность вероятности; P(t) – вероятность безотказной работы. С потенцируем выражения: 1)-закон надежности в общем виде. 2; 3)- обобщенные законы распределения наработки до отказа объекта в дифференциальной (2) и интегральной (3) формах. Если знать формулу λ(t), то можно определить вероятность безотказной работы любого объекта.
Модели отказов: При анализе надежности стремятся выделить из суперпозиций (наложение моделей: одна на другую) основные – идеализированные модели отказов, чтобы установить причины и амплитуды распределений. Существуют всего две идеализированных модели отказов: 1)Модель внезапных отказов (модель I рода); 2)Модель постепенных отказов (II рода). Каждая из этих моделей отвечает за свои причины возникновения: I рода: в основе этой модели лежат факторы: -внешние факторы (сезонные, технические, технологические); -неадекватная конструкция условий эксплуатации; -условия эксплуатации; -ошибки при эксплуатации объекта. II рода: в ее основе находятся факторы, связанные с: -техническим состоянием объекта; -качеством ремонта; -степенью износа. Модели I рода: объект способен выдержать некоторую предельную нагрузку, свойства объекта не меняются с течением времени в пределах срока службы; при этом период приработки I объект способен выдержать повышенную нагрузку. Сама нагрузка обладает свойствами стационарности и асимптотической независимости. Стационарность нагрузки заключается в том, что сохраняется ее средний уровень, не смотря на отдельные выбросы и спады. Асимптотическая независимость – означает, что рядом расположенные точки функции нагрузки по времени функционально связаны, далеко расположенные друг от друга – функционально не связаны.
- среднее значение нагрузки; τ – происходит отказ объекта. По скольку в этой модели свойство объекта выдерживает некоторую нагрузку неизменной, а нагрузка обладает свойствами стационарности (средний уровень постоянен), риск отказа объекта остается неизменным.
Модель II рода:; α – интенсивность изнашивания. .. При анализе и контроле надежности, после построения функций распределения наработки до отказа в дифференциальной формеf(t) стремятся выделить идеализированные модели отказов, экспоненциальную (внезапная – I рода) и нормальную (постепенная – II рода). Если известна модель отказа, то можно установить его причину, а также составить формулу закона распределения по которой параметрически, по формулам ГОСТа можно найти показатели надежности объекта.
Надежность системы:
Большинство технических объектов и устройств представляют собой систему, т.е, согласно ГОСТу, состоят из принципиально и функционально объединенных элементов, собранных в функциональные подсистемы. Для анализа надежности систем прибегают к составлению структурных логических схем надежности.
Безотказность последовательных подсистем
; j – текущий строчный элемент.
P/∑(t)посл=P1*P2*… Pn= Pn – для равнонадежных, p=const. (без дроби (P∑ - система). Для того, чтобы безотказно работала последовательная подсистема, необходимо, чтобы безотказны были и 1ый, и 2ой, и n элементы.
Вероятность отказа: Q/∑(t)посл=1- P/∑(t)=1- Pn=1-(1-q)n=n*q. .
Безотказность параллельной подсистемы
, i – текущий строчный блок.
Для определения безотказности параллельной подсистемы применим ту же логику i, что и для последовательных подсистем, но не для безотказности, а для вероятности отказа.
Q/∑(t)пар=q1*q2*…*qn=qn (для равнонадежных блоков).
Для того, чтобы отказала параллельная подсистема, необходимо, чтобы отказали и 1ый, и 2ой, и n-й элементы. P/∑пар=1-qn.
Задача
Определить безотказность последовательной и параллельной подсистем при Pi=0 (в равнодействующих блоках). P/∑(t)посл=0,93=0,729 ( безотказность, надежн).
P/∑пар=1-qn=1-0,13=0,999; Где q=1-0,9=0,1 – вероятность отказа блока.
Вероятность отказа блока: 1=P+q=0.9+0.1
Безотказность параллельных подсистем оказалась выше, чем безотказность одного блока. Здесь проявляется эффект резервирования надежности.
Безотказность смешанной подсистемы (систем)
Рассмотрим на примере реальной упрощенной силовой схемы электровоза переменного тока.
.- структурная схема по типу отказа обрыв.
Pаб=1-Qаб=(1-qaqб)=1-(1-ра)(1-рб)=ра+рб-рарб.
Р∑=(ра+рб-ра·рб)·рв·рг·рд·[ре·(рз+ри-рз·ри)+рж·(рк+рл-рк·рл)·ре·(рз+ри-рз·ри)· рж·(рк+рл-рк·рл)].
Мы получим формулу структурной надежности упрощенной силовой схемы электровоза на отказ типа обрыв. Если такую структурную схему составить на обрыв и к.з, то потребуется много времени и внимания. Если в эту структурную схему поставить безотказность даже 0,95, то структурная надежность системы будет далеко от единицы. Поэтому даже новая техника локомотива с завода не является на 100% надежной. Пример: Безотказность нового коллекторного ТД: 0,58-1; ассинхронник: 0,9-1.
- 1. Уравнение движения поезда и методы его решения, использование эвм. Основы графического метода тягового расчета.
- 2.Физические основы образования касательной силы тяги и торможения электровоза. Коэффициент сцепления колес электровоза с рельсами и методика его определения.
- 3. Силы, действующие на поезд при установившемся и неустановившемся движении.
- 4. Расход электроэнергии на движение поезда, методы его определения и способы экономии.
- 5. Тяговые, тормозные и токовые характеристики электровоза, их применение в тяговых расчетах.
- 6. Определение максимальной массы поезда при различных условиях движения. Пути повышения массы и скорости движения поездов.
- 7. Взаимодействие эпс с системой тягового электроснабжения. Вопросы качества электроэнергии. Влияние уровня напряжения сети на тягово-энергетические характеристики электровоза.
- 8. Влияние конструкции механической части и электрической схемы на тягово-сцепные качества электровоза
- 9. Мощность электровоза и влияние на нее различных факторов. Кпд электровоза и его зависимость от тока, напряжения тэд и реализуемой на ободах колесных пар мощности.
- 10. История электрификации железных дорог России. Современное состояние и перспективы развития электровозостроения и электровагоностроения, высокоскоростного наземного транспорта.
- 11. Физическая сущность процесса коммутации и его особенности у тягового двигателя пульсирующего тока. Способы улучшения состояния коммутации тяговых двигателей
- 12. Нагревание и охлаждение тяговых двигателей. Кривые нагревания и охлаждения. Системы и способы вентиляции тяговых двигателей
- 13. Электромеханические и тяговые характеристики двигателей постоянного тока. Сравнение характеристик тяговых двигателей различных систем возбуждения.
- 14. Влияние эксплуатационных факторов на работу тяговых двигателей эпс (расхождение характеристик и т.Д.).
- Рабочие характеристики двигателей. Рабочие характеристики двигателей делятся:
- 15. Потенциальные условия на коллекторе тягового двигателя и способы их улучшения
- Компенсационная обмотка
- 16. Бесколлекторные тяговые двигатели, принцип работы, применение на эпс
- 17. Виды испытаний тяговых двигателей, программа приемо-сдаточных испытаний. Схемы взаимной нагрузки для испытания тяговых двигателей.
- 18. Вспомогательные машины эпс
- 19. Изоляционные материалы, применяемые в тяговом электромашиностроении, их классификация по нагревостойкости
- 20. Структурные и логические схемы надежности
- 21. Параметрическое и непараметрическое определение показателей надежности
- 22. Общие и комплексные показатели надежности эпс
- 23. Закон надежности, модели развития отказов
- 24. Единичные показатели надежности эпс
- 25. Надежность систем. Резервирование
- 26. Построение алгоритмов диагностирования
- 27. Диагностирование сложных неисправностей
- 28. Средства технического диагностирования и основные диагностические параметры эпс
- 29. Влияние параметров элементов на систему. Номинальное и фактическое состояния элементов и системы при диагностировании
- 30. Диагностирование микропроцессорных и цифровых устройств
- 31. Классификация колесных пар и их основные особенности взаимодействия с рельсовой колеёй
- 32. Основные характеристики силовых процессов, формирующихся в точке контакта "колесо - рельс", и методы их расчетов.
- 33. Типы буксовых направляющих и их основные характеристики
- 34. Виды буксовых подшипников и их характеристики.
- 35. Типы рессорного подвешивания тележек и их свойства и назначение.
- 36. Виды упругих элементов, которые применяются в рессорном подвешивании локомотивов, и их основные характеристики
- 37. Типы рам тележек локомотивов, виды их компоновочных схем и основные конструктивные характеристики
- 38. Основные показатели, по которым тяговые приводы распределяются по классам.
- 39. Виды компенсирующих устройств в тяговом приводе и их классификация.
- 40. Типы кузовов локомотивов, которые применяются на железнодорожном транспорте, и их назначение.
- 41. Контакты электрических аппаратов, их назначение и классификация
- 42. Кинематические схемы и параметры контактных систем электрических аппаратов
- 43. Системы гашения электрической дуги в электрических аппаратах
- 44. Электромагнитный и электропневматический приводы электрических аппаратов
- 45. Электродвигательный и пневмодвигательный приводы электрических аппаратов
- 46. Резисторное торможение на эпс переменного тока.
- 47. Рекуперативное торможение на эпс переменного тока.
- 48. Способы перегруппировки тяговых двигателей на электровозах и электропоездах постоянного тока.
- 49. Технико-экономический анализ способов регулирования скорости на эпс постоянного тока.
- 50. Технико-экономическая и экологическая эффективность электрического торможения.
- 51. Принципы и способы ступенчатого регулирования выпрямленного напряжения на электровозах переменного тока.
- 52. Защита электрооборудования эпс при аварийных режимах.
- 53. Защита электрооборудования эпс при ненормальных режимах (боксование, перегрузка и др.).
- 54. Фазовое и зонно-фазовое регулирование выпрямленного напряжения на эпс переменного тока.
- 55. Способы обслуживания поездов локомотивами и их технико-экономическое обоснование.
- 57. Виды обслуживания и ремонта электровозов, расчет их годовой программы, количества стойл и контингента рабочих.
- 58. Система планово-предупредительного ремонта эпс и её технико-экономическое обоснование, роль диагностики.
- 59. Система ремонта тяговых электрических машин. Ремонтный цикл. Назначение ремонтов.
- 60. Оперативно-распорядительная документация для организации эксплуатации локомотивов и работы локомотивных бригад.
- 61. Организация и основное назначение технического обслуживания электровозов.
- Нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- Нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 62. Тяговые плечи и участки обращения локомотивных бригад, их характеристика, расчет длины.
- Совмещенные способы обслуживания - используются на участках большой протяженности и в зонах обращения сложной конфигурации:
- 63. Количественные и качественные показатели использования эпс в эксплуатации, пути их улучшения.
- Количественные показатели
- Качественные показатели
- 64. Ремонты и освидетельствования колесных пар локомотивов, виды, сроки, место проведения, содержание.
- 2. Посадка колесного центра с зубчатым колесом в холодном состоянии при давлении 1500 2500 кН на ось с применением чистого растительного масла.
- 65. Пути повышения качества ремонта эпс.
- 66. Способы обнаружения межвитковых замыканий в катушках полюсов без демонтажа остова, и в обмотке якоря без разборки тэд.
- 67. Интегрированная обработка маршрутов машиниста. Содержание отчетно-учетной документации эксплуатационной работы локомотивов и локомотивных бригад.
- 68. Идентификация подвижного состава (саид «Пальма»). Работа системы гид «Урал»
- 69. Классификация тормозов железнодорожного подвижного состава.
- 70. Механическое торможение поезда, его разновидности и реализация.
- 71. Пневматические и электропневматические системы торможения поездов, их конструкция и принцип работы.
- 72. Структурная схема и режимы работы автоматических пневматических тормозов подвижного состава.
- 73. Основные характеристики тормозной рычажной передачи локомотивов и мвпс, расчетная схема нажатий.
- 74. Приборы управления автотормозами поезда и локомотива.
- 75. Принципы инвертирования тока. Однофазный инвертор, ведомый сетью
- 76. Однофазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 77. Трехфазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 78. Трехфазный автономный инвертор.
- 79. Принципы импульсного регулирования напряжения на тд. Шим-прерыватель.
- 80. Однофазный управляемый выпрямитель: схема, принципы работы.
- 81. Тскбм (назначение, устройство, принципы работы)
- 82. Саут-цм (назначение, устройство, принципы работы)
- 83. Клуб-у (назначение, устройство, принципы работы)
- 84. Усилители в системах управления эпс, основные виды и характеристики.
- 85. Системы автоматизированного управления электровоза вл85. Принцип работы.
- 86. Принцип работы и устройство трансформатора постоянного тока (датчика тока) на эпс.
- 87. Принцип построения мпсу на электровозе эп1 (мсуд).
- 88. Принцип построения системы автоведения на электровозе эр-2 (Автомашинист (усавп – л)).
- 89. Неисправности локомотивов, при которых запрещается их эксплуатация согласно птэ
- 90. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава. Порядок размещения, включения и опробования автотормозов. Ручные сигналы при опробовании автотормозов