71. Пневматические и электропневматические системы торможения поездов, их конструкция и принцип работы.
1)Пневматические – бывают автоматические и неавтоматические:
-Неавтоматические: 1869г. де Мартен.
В этом виде тормозов работу выполняет сжатый воздух. Он вырабатывается компрессором КР и хранится в главных резервуарах ГР, по трубопроводу питательной магистрали ПМ подводит к 3х ходовому крану (1 положение- отпуск, 2- перекрыша, 3-торможение).
III-торможение:
Сжатый воздух из ПМ поступает в проложенную вдоль всего поезда тормозную магистраль ТМ и заходит в тормозной цилиндр ТЦ, которые через рычажную тормозную передачу РТП прижимает колодки к колесу.
I-Отпуск:
При отпуске воздух из ТЦ через ТМ и кран машиниста уходит в атмосферу АТ. Возвращенная пружина ТЦ отводит колодки от колес.
II-Перекрыша:
Это процесс разобщения ПМ и ТМ для создания устойчивого давления в ТЦ и растяжения тормозных процессов во времени.
«+»: -простота конструкции; -легкость регулирования тормозной силы;
«-»: -неравномерность срабатывания по длине; -неавтоматичность действия.
Применяются в настоящее время на локомотивах.
-Автоматические:
При торможении (краном машиниста КМ либо обрыве ТМ) воздухораспределитель ВР сообщает заряженный запасный резервуар ЗР с пустым ТЦ, следовательно, тормозная система должна быть заряжена.
Автоматичность действия: процесс, при котором снижение давления в тормозной магистрали ТМ вызывает срабатывание на торможение.
«+»: -автоматичность действия. «-»: -сложность; -подверженность вибрации.
Основные процессы:
1)Зарядка – это процесс наполнения сжатым воздухом всей тормозной сети поезда кроме ТЦ до зарядного поездного давления. В электропоездах: 4,%5-4,8 Ат; В пассажирских: 5,0-5,2 Ат; В грузовых: -порожних: 4,8-5,0 Ат; -при горынх режимах: 5,3-5,5 Ат; В грузовых груженных: -на среднем режиме: 5,0-5,2 Ат; -на груженном режиме: 5,3-5,5 Ат; -на горном режиме: 5,6-5,8 Ат.
2)Разрядка (утечка) – процесс снижения PТЦ≈0,1-0,4 Ат/мин, не вызывающий срабатывая на торможение.
3)Торможение – процесс снижения РТЦ≈0,1-0,4 Ат/с, вызывающее срабатывание на торможение. Различают 2 вида торможения: -служебное; -экстренное.
Служебное торможение осуществляется снижением РТМ≈0,1-0,4 Ат/с и бывает полное служебное (ПСТ) и ступенчатое (СТ) (либо регулировочное); ТМ разряжается за один прием на 1,5-1,7 Ат, при этом достигается максимально возможное давление в ТЦ. Выполняется для остановки поезда.
Регулировочное – выполняется ступенями (1я не менее 0,5-0,7; 2я и последующие не менее 0,3).
Экстренное торможение выполняется в случае внезапного возникновения препятствия на пути движения поезда. Выполняется с разрядкой ТМ до 0 темпом более 0,6-0,8 Ат/с.
4)Перекрыша – процесс разобщения ПМ и ТМ с подпиткой ТМ или без нее. С целью создания устойчивого РТЦ и растяжения тормозных процессов по времени.
5)Отпуск – повышение РТМ с одновременным снижением РТЦ. Бывает: -полный (ПО); -ступенчатый (СО). ПО выполняется повышением РТМ до поездного либо выше, а СО – повышение РТМ ступенями 0,6-0,8 Ат.
2)Электропневматические тормоза – пневматический тормоз с электрическим управлением.
В ЭПТ имеются следующие тормозные приборы. (помимо существующих в пневматических тормозах):
1) кран машиниста № 395 (КМ);
2) блок питания (БП ЭПТ);
3) блок управления (БУ ЭПТ);
4) ламповый сигнализатор;
5) клеммные соединительные коробки;
6) тормозные соединительные рукава с комбинированными головками;
7) цепи управления (электрические провода);
8) электровоздухораспределитель № 305 (ЭВР № 305).
Первые 4 прибора устанавливаются только на локомотиве, приборы с 5-8 – на каждой единице ПС.
Ручка крана машиниста № 395 имеет следующие положения:
Э - электрическая часть ЭПТ; П - пневматическая часть ЭПТ.
I положение: Э - контроль исправности цепей управления; П - зарядка и отпуск;
II положение: Э - контроль исправности цепей управления; П - поездное;
III положение: Э - перекрыша; П - перекрыша без питания;
IV положение: Э - перекрыша; П - перекрыша с питанием;
VА положение: Э - VЭ - торможение без разрядки ТМ; П - VА - служебное торможение в длинносоставных грузовых поездах;
V положение: Э - торможение; П - служебное торможение;
VI положение: Э - торможение; П - экстренное торможение.
Зарядка. Эл. цепь: при постановке ручки крана машиниста в 1е и 2е положение в контроллере микропереключатели не нажаты. ГКБП (генератор контроля блока питания) принимает ток ГУБП (генератор управления БП), преобразует его в переменный и по нормозамкнутым контактам ток поступает в рабочий провод, на хвосте в контрольный, запитывает катушку реле КР после кратковременного выпрямления в ВКБУ (выпрямительный клапан блока управления), после обратного преобразования через рельс замыкается общая электрическая цепь, а аккумулятор зажигает лампу «О» - сигнализатор. Пневмочасть: Переменный ток не запитывает катушки электромагнитов ЭВР, их якоря находятся внизу, отпускной клапан открыт, тормозной – закрыт. Сжатый воздух из ТМ через ВР №292 проходит ЗР, а также закрытый тормозному и впускному клапану ЭВР.
Торможение. Ручка крана машиниста устанавливается в V, Va или VI положения. Образуется 5 эл.цепей:
1)С + ГУБП → контроллер КМ → слаботочное реле ТР → -ГУБП.
2)+ГУБП → КР → сильноточное реле К → -ГУБП.
3)+ГУБП → рабочий провод → контрольный провод → реле КР → рельс → -ГУБП.
4)+ГУБП → контроллер КМ → лампы О и Т → -ГУБП. Это говорит о том, что О цепи управления исправны, Т в пневматической схеме осуществляется торможение.
5)+ГУБП → РП → катушки ОЭ и ТЭ ЭВР → рельс → -ГУБП.
Пневмочасть: Отпускной клапан закрывается, тормозной – открывается. Воздух из ЗР проходит в РК (рабочая камера), диафрагма пневмореле опускается и через открытый впускной клапан ЗР сообщается с ТЦ по пути выключая ВР № 292.
Перекрыша. Эл.часть: образуются 5 эл.цепех:
1)+ГУБП → КМ → отпускное слаботочное реле ОР → -ГУБП.
2)+ГУБП → контроллер → сильноточное реле К → -ГУБП.
3)+ГУБП →рельс→ВКБУ→ катушка КР → контрольный провод → РП → -ГУБП.
4)+ГУБП → лампы О и П → -ГУБП.
5)+ГУБП → рельс → катушки отпускных электромагнитов ОВР →РП→ -ГУБП.
Пневмочасть: в электрических цепях постоянный ток от ГУБП обратной полярности, «+» в рельс и «-» в рабочий провод. Тормозные электромагниты обесточились, отпускной и тормозной клапаны закрыты, т.е. перекрыша РК (рабочая камера), воздух из ЗР будет идти в ТЦ пока РТЦ не сравняется с РРК. А закрывшийся впускной клапан выполнит перекрышу ТЦ-ов.
Отпуск. Электрическая часть: такая же, что и при зарядке. Пневмочасть: Переменный ток обесточивает электромагниты ЭВР. РК через отпускной клапан разряжается в АТ. Под действием РТЦ диафрагма подымается и ТЦ сообщаются с АТ через выпускной клапан.
- 1. Уравнение движения поезда и методы его решения, использование эвм. Основы графического метода тягового расчета.
- 2.Физические основы образования касательной силы тяги и торможения электровоза. Коэффициент сцепления колес электровоза с рельсами и методика его определения.
- 3. Силы, действующие на поезд при установившемся и неустановившемся движении.
- 4. Расход электроэнергии на движение поезда, методы его определения и способы экономии.
- 5. Тяговые, тормозные и токовые характеристики электровоза, их применение в тяговых расчетах.
- 6. Определение максимальной массы поезда при различных условиях движения. Пути повышения массы и скорости движения поездов.
- 7. Взаимодействие эпс с системой тягового электроснабжения. Вопросы качества электроэнергии. Влияние уровня напряжения сети на тягово-энергетические характеристики электровоза.
- 8. Влияние конструкции механической части и электрической схемы на тягово-сцепные качества электровоза
- 9. Мощность электровоза и влияние на нее различных факторов. Кпд электровоза и его зависимость от тока, напряжения тэд и реализуемой на ободах колесных пар мощности.
- 10. История электрификации железных дорог России. Современное состояние и перспективы развития электровозостроения и электровагоностроения, высокоскоростного наземного транспорта.
- 11. Физическая сущность процесса коммутации и его особенности у тягового двигателя пульсирующего тока. Способы улучшения состояния коммутации тяговых двигателей
- 12. Нагревание и охлаждение тяговых двигателей. Кривые нагревания и охлаждения. Системы и способы вентиляции тяговых двигателей
- 13. Электромеханические и тяговые характеристики двигателей постоянного тока. Сравнение характеристик тяговых двигателей различных систем возбуждения.
- 14. Влияние эксплуатационных факторов на работу тяговых двигателей эпс (расхождение характеристик и т.Д.).
- Рабочие характеристики двигателей. Рабочие характеристики двигателей делятся:
- 15. Потенциальные условия на коллекторе тягового двигателя и способы их улучшения
- Компенсационная обмотка
- 16. Бесколлекторные тяговые двигатели, принцип работы, применение на эпс
- 17. Виды испытаний тяговых двигателей, программа приемо-сдаточных испытаний. Схемы взаимной нагрузки для испытания тяговых двигателей.
- 18. Вспомогательные машины эпс
- 19. Изоляционные материалы, применяемые в тяговом электромашиностроении, их классификация по нагревостойкости
- 20. Структурные и логические схемы надежности
- 21. Параметрическое и непараметрическое определение показателей надежности
- 22. Общие и комплексные показатели надежности эпс
- 23. Закон надежности, модели развития отказов
- 24. Единичные показатели надежности эпс
- 25. Надежность систем. Резервирование
- 26. Построение алгоритмов диагностирования
- 27. Диагностирование сложных неисправностей
- 28. Средства технического диагностирования и основные диагностические параметры эпс
- 29. Влияние параметров элементов на систему. Номинальное и фактическое состояния элементов и системы при диагностировании
- 30. Диагностирование микропроцессорных и цифровых устройств
- 31. Классификация колесных пар и их основные особенности взаимодействия с рельсовой колеёй
- 32. Основные характеристики силовых процессов, формирующихся в точке контакта "колесо - рельс", и методы их расчетов.
- 33. Типы буксовых направляющих и их основные характеристики
- 34. Виды буксовых подшипников и их характеристики.
- 35. Типы рессорного подвешивания тележек и их свойства и назначение.
- 36. Виды упругих элементов, которые применяются в рессорном подвешивании локомотивов, и их основные характеристики
- 37. Типы рам тележек локомотивов, виды их компоновочных схем и основные конструктивные характеристики
- 38. Основные показатели, по которым тяговые приводы распределяются по классам.
- 39. Виды компенсирующих устройств в тяговом приводе и их классификация.
- 40. Типы кузовов локомотивов, которые применяются на железнодорожном транспорте, и их назначение.
- 41. Контакты электрических аппаратов, их назначение и классификация
- 42. Кинематические схемы и параметры контактных систем электрических аппаратов
- 43. Системы гашения электрической дуги в электрических аппаратах
- 44. Электромагнитный и электропневматический приводы электрических аппаратов
- 45. Электродвигательный и пневмодвигательный приводы электрических аппаратов
- 46. Резисторное торможение на эпс переменного тока.
- 47. Рекуперативное торможение на эпс переменного тока.
- 48. Способы перегруппировки тяговых двигателей на электровозах и электропоездах постоянного тока.
- 49. Технико-экономический анализ способов регулирования скорости на эпс постоянного тока.
- 50. Технико-экономическая и экологическая эффективность электрического торможения.
- 51. Принципы и способы ступенчатого регулирования выпрямленного напряжения на электровозах переменного тока.
- 52. Защита электрооборудования эпс при аварийных режимах.
- 53. Защита электрооборудования эпс при ненормальных режимах (боксование, перегрузка и др.).
- 54. Фазовое и зонно-фазовое регулирование выпрямленного напряжения на эпс переменного тока.
- 55. Способы обслуживания поездов локомотивами и их технико-экономическое обоснование.
- 57. Виды обслуживания и ремонта электровозов, расчет их годовой программы, количества стойл и контингента рабочих.
- 58. Система планово-предупредительного ремонта эпс и её технико-экономическое обоснование, роль диагностики.
- 59. Система ремонта тяговых электрических машин. Ремонтный цикл. Назначение ремонтов.
- 60. Оперативно-распорядительная документация для организации эксплуатации локомотивов и работы локомотивных бригад.
- 61. Организация и основное назначение технического обслуживания электровозов.
- Нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- Нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 62. Тяговые плечи и участки обращения локомотивных бригад, их характеристика, расчет длины.
- Совмещенные способы обслуживания - используются на участках большой протяженности и в зонах обращения сложной конфигурации:
- 63. Количественные и качественные показатели использования эпс в эксплуатации, пути их улучшения.
- Количественные показатели
- Качественные показатели
- 64. Ремонты и освидетельствования колесных пар локомотивов, виды, сроки, место проведения, содержание.
- 2. Посадка колесного центра с зубчатым колесом в холодном состоянии при давлении 1500 2500 кН на ось с применением чистого растительного масла.
- 65. Пути повышения качества ремонта эпс.
- 66. Способы обнаружения межвитковых замыканий в катушках полюсов без демонтажа остова, и в обмотке якоря без разборки тэд.
- 67. Интегрированная обработка маршрутов машиниста. Содержание отчетно-учетной документации эксплуатационной работы локомотивов и локомотивных бригад.
- 68. Идентификация подвижного состава (саид «Пальма»). Работа системы гид «Урал»
- 69. Классификация тормозов железнодорожного подвижного состава.
- 70. Механическое торможение поезда, его разновидности и реализация.
- 71. Пневматические и электропневматические системы торможения поездов, их конструкция и принцип работы.
- 72. Структурная схема и режимы работы автоматических пневматических тормозов подвижного состава.
- 73. Основные характеристики тормозной рычажной передачи локомотивов и мвпс, расчетная схема нажатий.
- 74. Приборы управления автотормозами поезда и локомотива.
- 75. Принципы инвертирования тока. Однофазный инвертор, ведомый сетью
- 76. Однофазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 77. Трехфазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 78. Трехфазный автономный инвертор.
- 79. Принципы импульсного регулирования напряжения на тд. Шим-прерыватель.
- 80. Однофазный управляемый выпрямитель: схема, принципы работы.
- 81. Тскбм (назначение, устройство, принципы работы)
- 82. Саут-цм (назначение, устройство, принципы работы)
- 83. Клуб-у (назначение, устройство, принципы работы)
- 84. Усилители в системах управления эпс, основные виды и характеристики.
- 85. Системы автоматизированного управления электровоза вл85. Принцип работы.
- 86. Принцип работы и устройство трансформатора постоянного тока (датчика тока) на эпс.
- 87. Принцип построения мпсу на электровозе эп1 (мсуд).
- 88. Принцип построения системы автоведения на электровозе эр-2 (Автомашинист (усавп – л)).
- 89. Неисправности локомотивов, при которых запрещается их эксплуатация согласно птэ
- 90. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава. Порядок размещения, включения и опробования автотормозов. Ручные сигналы при опробовании автотормозов