logo
gosy_otvety

48. Способы перегруппировки тяговых двигателей на электровозах и электропоездах постоянного тока.

Требования к способам перегруппировки ТЭД: -недопустимость полного провала силы тяги электровоза; -недопустимость больших бросков тока двигателей; -отсутствие ненормальных короткозамкнутых контуров в схеме ТЭД. Основные способы перегруппировки ТЭД (их 4):1)Метод шунтирования (электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ10, ЧС-2 – «СП» на «П»):

; , гдеFк(t) – общая сила тяги электровоза. Х1)На позиции Х1 в цепь тяговых двигателей вводится часть пускового реостата Rп – для исключения или уменьшения возможных бросков тока. Х2)На позиции Х2 к параллельно переключаемой группе ТД подключаем специальное переходное сопротивление Rш. Х3)На позиции Х3 переключаемая группа двигателей М2 отключается от питания. Х4) на позиции Х4 группа двигателей М2 подключается параллельно к группе М1. «П»)Перегруппировка заканчивается выведением из цепи резистора Rш. «+»: -отсутствие дорогостоящего оборудования. «-»: -провал силы тяги; -большой бросок тока. 2)Метод короткого замыкания (электровозы ВЛ8, ВЛ10 – «С» на «СП» (к.з. не в чистом виде)):

; .

1)Переход начинается с Х1, на ней в цепь ТД вводится часть пускового реостата для уменьшения бросков тока. 2)На позиции Х2 переключаемая группа ТД замыкается накоротко. При неблагоприятных условиях закорачивание ТД-й может сопровождаться генераторным током. 3)На позиции Х3 переключаемая группа двигателей М2 отключается от питания. 4)Переход на «СП» соединение заканчивается подключением двигателей М2 параллельно к двигателям М1. «+»: минимум дополнительного оборудования для перегруппировок. «-»: -большой провал силы тяги; -большой бросок тока; -появление генераторного тока приводит к возникновению тормозного момента и может привести к повреждению тяговой зубчатой передачи. 3)Вентильный метод (электровозы ВЛ11, ВЛ15, ВЛ10К, ЭП2К, 2ЭС6):

; .

1)На первой переходной позиции Х1 размыкается контактор КМ и в цепь двигателей вводится переходной вентиль VD. 2)На позиции Х2 в цепь тяговых двигателей вводится часть пускового реостата Rп (чтобы уменьшить возможные броски тока). 3)На позиции Х3 группа двигателей М2 подключается параллельно к группе двигателей М1. Вентиль VD разделяет токи в параллельных вентилях. 4)Переход завершается выведением из цепи вентиля VD. «+»: -способ позволяет переключить двигатели без разрыва их цепи – незначительные броски тока и силы тяги. «-»: -достаточно дорогое силовое оборудование – вентильный блок. 4)Мостовой метод (электровозы ЧС2, ЧС2Т – «С» на «СП», ЧС7, электропоезда постоянного тока):

; .

1) КМ – мостовой контактор разомкнут. 2)На позиции Х1 включается КМ – мостовой контактор. 3)На позиции Х2 в цепь вводят части пусковых реостатов Rп (полностью Rп). Rп подключают параллельно к двигателю. Образуются две параллельные ветви: Iд, IR. Разность этих токов вызывает уравнительный ток, величина и направление которого зависит от соотношений сопротивлений двигателя и Rп. Если их подобрать одинаковыми, то и уравнительный ток будет равен нулю. 4)Переход завершается отключением мостового контактора КМ и создается параллельное соединение тяговых двигателей. «+»: -в зависимости от скорости двигателя переход может происходить без бросков тока и силы тяги. Это свойство используется на электропоездах, где режимы двигателя достаточно стабильны и можно подобрать скорость для такого перехода. Изменение тока ТЭД при различных скоростях перегруппировки:. «-»: -обе группы пусковых реостатов должны иметь одинаковое сопротивление; -реостаты обеих групп должны выводиться синхронно – это приводит к снижению регулировочных позиций.