logo
gosy_otvety

12. Нагревание и охлаждение тяговых двигателей. Кривые нагревания и охлаждения. Системы и способы вентиляции тяговых двигателей

Нагревание ТД определяется током и продолжительностью его протекания. И обуславливается потерями: электрическими, механическими, магнитными, добавочными.

Машины, транс­форматоры, преобразователи, коммути­рующая аппаратура э.п.с. нагреваются во время работы вследствие выделя­емых в них потерь энергии.

Нагрев ТД и другого оборудования зависит так же от охлаждения. Необходимо на ЭПС в эксплуатации обеспечить требуемое количество охлаждающего воздуха при равномерном его распределении между оборудованиями.

τ = tобм-tокр.ср

В тяговых расчетах температура в обмотках двигателя находится по формуле:

; где τ- установившийся прогрев; τ0- начальный прогрев; Т- тепловая постоянная.

При τ= τ0 кол-во выделенного тепла равно кол-ву отдаваемого.

Часовым режимом называется наибольшая мощность, при которой в течении первого часа перегрев обмоток достигает допустимой величины τдоп для заданной изоляции. Вентиляция ТД должна быть нормально действующей, а начальная температура его частей должна практически равна температуре окружающей среды.

Продолжительным режимом называется наибольшая мощность, при которой в течении неограниченного времени перегрев обмоток равен практически установившемуся значению. Температура частей ТД перед испытаниями должна быть любой, но не выше допустимой.

В качестве охлаждающей среды для тяговых машин всегда используют воздух.

При независимой вентиляции воздух для охлаждения внутреннего пространства двигателя поступает от специального вентилятора, приводимого во вращение отдельным электродвигателем, независимо от скорости движения электровоза. При самовентиляции вентилятор представляет собой неотъемлемую часть тягового двигателя, который является приводом вентилятора.

В случае независимой вентиляции количество продуваемого воздуха, его напор, периодичность подачи не зависят от режима работы тягового двигателя, и их можно регулировать произвольно. Это наиболее совершенная система вентиляции.

При независимой вентиляции тяговых двигателей применяют исключительно нагнетательные вентиляторы, так как в этом случае воздух во внутреннем пространстве двигателя находится под избыточным давлением, что уменьшает опасность проникновения пыли и снега через выходные отверстия.

Независимая вентиляция может быть выполнена как групповой, так и индивидуальной. Первая система более распространена на электровозах с двигателями опорно-осевого подвешивания. Ее преимущество в сравнении с индивидуальной — меньшее число вентиляторов (один на два — четыре тяговых двигателя), а недостаток — большие потери напора воздуха в воздуховодах и трудности с его равномерным распределением по отдельным машинам. Индивидуальную независимую вентиляцию чаще всего применяют при рамной подвеске двигателей.

На электропоездах с самовентиляцией воздух обычно забирается через жалюзи, находящиеся над входными дверями в крыше моторного вагона, в фильтровые отстойные камеры. Объем отстойных камер велик, и скорость воздушного потока в них резко падает, вследствие чего из воздуха выпадают все взвешенные в нем примеси.

Правильный выбор эффективности вентиляции имеет существенное значение. При недостаточной вентиляции повышается нагрев обмоток двигателя, т. е. ограничивается его мощность; усиленная вентиляция приводит к излишней затрате энергии и снижению КПД машины.