5. Тяговые, тормозные и токовые характеристики электровоза, их применение в тяговых расчетах.
Тяговая характеристика показывает зависимость силы тяги локомотива Fк от скорости движения V. Её строят по скоростной и электротяговой характеристикам следующим образом: из электромеханических характеристик, отнесенных к ободу колеса (рисунок 4.10, а), определяют скорость движения V1 и силу тяги FКД1 при токе Iд1. Затем FКД1 умножают на число тяговых двигателей или число движущихся колесных пар и вычисляют по формуле силу тяги локомотива :, где– число тяговых двигателей или число движущихся колесных пар,– Сила, реализуемая каждой колесной парой. Значение скорости откладывают по оси абсцисс графика (рис. 4.10, б), а силу тяги- по оси ординат. Аналогично задаваясь токамиIД2, IД3, находят скорости движения V2 ,V3 , силы тяги FКД2, FКД3, а затем рассчитывают силы тяги Fк2, Fк3 и определяют точки для построения тяговой характеристики и т.д. Соединив точки плавной кривой получают тяговую характеристику.
Каждому способу возбуждения тягового электродвигателя соответствует своя тяговая характеристика. На рисунке 4.11 приведены тяговые характеристики ЭПС при различных системах возбуждения электродвигателей.
Тяговые характеристики ЭПС при использовании электродвигателей параллельного возбуждения – жесткие (кривая 2). Тяговые электродвигатели последовательного возбуждения имеют разную жесткость в зависимости от степени насыщения магнитной системы. При установке электродвигателей с высоким насыщением тяговые характеристики имеют большую жесткость и в зоне высоких скоростей обеспечивают сравнительно небольшие силы тяги (кривая 1). Значит в этой зоне не полностью используется мощность электродвигателей. Поэтому у современных электродвигателей предусматривают сравнительно малое насыщение магнитной системы и мягкие характеристики (кривая 1`), позволяющие полнее использовать мощности в зоне высоких скоростей. Тяговая характеристика при электродвигателях со смешанным возбуждением – кривая 3. Рабочая зона на тяговых характеристиках ограничивается условиями надежности работы ЭПС. В зоне высоких скоростей тяговая характеристика (рис. 4.12) ограничена наибольшей допустимой (конструкционной) скоростью движения (линия 1). В зоне больших значений силы тяги она обычно ограничена или силой тяги. Развиваемой электродвигателем при наибольшем допустимом токе по коммутации (кривая 2) или ко условиям сцепления колесных пар с рельсами (кривая 3).
Тяговые характеристики восьмиосных электровозов ВЛ10, ВЛ11М Приведены на рисунке 5.21.Характеристики в зоне наибольших скоростей движения ограничены конструкционной скоростью 100 км/ч. Чтобы более полно использовать мощность и сцепной вес электровоза, нужно развивать по возможности большие силы тяги. На перечисленных электровозах они ограничены сцеплением колес с рельсами. На пассажирских электровозах и электропоездах наибольшая сила тяги ограничивается и током, при котором не нарушается надежная коммутация двигателей. На рис. 5.23 приведены для примера тяговые характеристики пассажирского шестиосного электровоза ЧС2, которые имеют ограничения по току.
Тормозные характеристики электровозов постоянного тока при рекуперативном торможении
, , ∑E ≥ Uc
, ,,
,
Магнитный поток:
Тормозные характеристики электровозов переменного тока при реостатном торможении
, – тормозная сила двигателя
–тормозная сила электровоза
На ВЛ85, 2ЭС5К, ВЛ80Р, ЭП1 применяется четырехзонное регулирование.
, – в рекуперативном торможении.- коэффициент сцепления в режиме тяги.
Ограничение по коммутации тяговых двигателей характеризуется параметрами:
,
Токовыми характеристиками называют зависимость тока тягового электродвигателя от скорости движения. Эти характеристики используют для определения токов при движении поезда с различными скоростями. Они необходимы для оценки использования мощности тяговых электродвигателей, для определения расхода энергии на тягу поезда и расчета элементов системы электроснабжения. При работе электроподвижного состава постоянного тока для расчетов необходимы токовые характеристики, показывающие зависимость тока ЭПС Iэ от скорости V. Токовые характеристики Iэ(V) строят исходя из скоростных характеристик тягового двигателя. Для определения тока ЭПС Iэ задаются скоростью движения V и по скоростной характеристике V(Iд) находят ток тягового электродвигателя Iд. Ток, потребляемый ЭПС, равен току Iд, умноженному на число параллельных цепей тягового электродвигателей:
,
где а – число параллельных цепей тяговых электродвигателей.
Например, для шестиосного электровоза при последовательном (С) соединении ас = 1, следовательно, Iэ= Iд. При последовательно-параллельном (СП) – асп = 2 и Iэ=2 Iд, при параллельном (П) - ап = 3 и Iэ=3 Iд. Токовые характеристики Iэ(V) шестиосного пассажирского электровоза ЧС2Т, построены на основании скоростных характеристик V(Iд), приведены на рисунке 12.1, а.
На токовые характеристики наносят ограничивающую линию, которая соответствует току при наибольшей допустимой силе тяги электровоза по сцеплению колес с рельсами или по току тягового электродвигателя.
Токовые характеристики электровоза ВЛ10, ВЛ10У приведены на рис. 12.2 Их строят на основании скоростных и электротяговых характеристик тягового электродвигателя ТЛ-2К с учетом числа параллельных цепей ас = 1, асп = 2, ап = 4. Если на этих характеристиках нет ограничивающих линий, то их определяют исходя из допустимой силы тяги по сцеплению. Для этого из тяговой характеристики электровоза (см. рис.5.22, а) или по формулам рассчитывают силу тяги по сцеплению и определяют Fк сц. Затем разделив её на число движущихся осей, получаю силы тяги, развиваемые каждой колесной парой, соединенной с тяговым электродвигателем Fкд.
Эти расчеты выполняют для разных скоростей. Для каждого значения силы тяги Fкд и скорости V определяют пусковой ток Iд из электротяговых характеристик Fкд (Iд). Полученное значение Iд умножают на число параллельных цепей электродвигателей а и получают значение Iэ, которое откладывают при этих скоростях. В связи с уменьшением силы тяги по сцеплению в зависимости от скорости ограничивающие токи Iд и Iэ также снижаются.
- 1. Уравнение движения поезда и методы его решения, использование эвм. Основы графического метода тягового расчета.
- 2.Физические основы образования касательной силы тяги и торможения электровоза. Коэффициент сцепления колес электровоза с рельсами и методика его определения.
- 3. Силы, действующие на поезд при установившемся и неустановившемся движении.
- 4. Расход электроэнергии на движение поезда, методы его определения и способы экономии.
- 5. Тяговые, тормозные и токовые характеристики электровоза, их применение в тяговых расчетах.
- 6. Определение максимальной массы поезда при различных условиях движения. Пути повышения массы и скорости движения поездов.
- 7. Взаимодействие эпс с системой тягового электроснабжения. Вопросы качества электроэнергии. Влияние уровня напряжения сети на тягово-энергетические характеристики электровоза.
- 8. Влияние конструкции механической части и электрической схемы на тягово-сцепные качества электровоза
- 9. Мощность электровоза и влияние на нее различных факторов. Кпд электровоза и его зависимость от тока, напряжения тэд и реализуемой на ободах колесных пар мощности.
- 10. История электрификации железных дорог России. Современное состояние и перспективы развития электровозостроения и электровагоностроения, высокоскоростного наземного транспорта.
- 11. Физическая сущность процесса коммутации и его особенности у тягового двигателя пульсирующего тока. Способы улучшения состояния коммутации тяговых двигателей
- 12. Нагревание и охлаждение тяговых двигателей. Кривые нагревания и охлаждения. Системы и способы вентиляции тяговых двигателей
- 13. Электромеханические и тяговые характеристики двигателей постоянного тока. Сравнение характеристик тяговых двигателей различных систем возбуждения.
- 14. Влияние эксплуатационных факторов на работу тяговых двигателей эпс (расхождение характеристик и т.Д.).
- Рабочие характеристики двигателей. Рабочие характеристики двигателей делятся:
- 15. Потенциальные условия на коллекторе тягового двигателя и способы их улучшения
- Компенсационная обмотка
- 16. Бесколлекторные тяговые двигатели, принцип работы, применение на эпс
- 17. Виды испытаний тяговых двигателей, программа приемо-сдаточных испытаний. Схемы взаимной нагрузки для испытания тяговых двигателей.
- 18. Вспомогательные машины эпс
- 19. Изоляционные материалы, применяемые в тяговом электромашиностроении, их классификация по нагревостойкости
- 20. Структурные и логические схемы надежности
- 21. Параметрическое и непараметрическое определение показателей надежности
- 22. Общие и комплексные показатели надежности эпс
- 23. Закон надежности, модели развития отказов
- 24. Единичные показатели надежности эпс
- 25. Надежность систем. Резервирование
- 26. Построение алгоритмов диагностирования
- 27. Диагностирование сложных неисправностей
- 28. Средства технического диагностирования и основные диагностические параметры эпс
- 29. Влияние параметров элементов на систему. Номинальное и фактическое состояния элементов и системы при диагностировании
- 30. Диагностирование микропроцессорных и цифровых устройств
- 31. Классификация колесных пар и их основные особенности взаимодействия с рельсовой колеёй
- 32. Основные характеристики силовых процессов, формирующихся в точке контакта "колесо - рельс", и методы их расчетов.
- 33. Типы буксовых направляющих и их основные характеристики
- 34. Виды буксовых подшипников и их характеристики.
- 35. Типы рессорного подвешивания тележек и их свойства и назначение.
- 36. Виды упругих элементов, которые применяются в рессорном подвешивании локомотивов, и их основные характеристики
- 37. Типы рам тележек локомотивов, виды их компоновочных схем и основные конструктивные характеристики
- 38. Основные показатели, по которым тяговые приводы распределяются по классам.
- 39. Виды компенсирующих устройств в тяговом приводе и их классификация.
- 40. Типы кузовов локомотивов, которые применяются на железнодорожном транспорте, и их назначение.
- 41. Контакты электрических аппаратов, их назначение и классификация
- 42. Кинематические схемы и параметры контактных систем электрических аппаратов
- 43. Системы гашения электрической дуги в электрических аппаратах
- 44. Электромагнитный и электропневматический приводы электрических аппаратов
- 45. Электродвигательный и пневмодвигательный приводы электрических аппаратов
- 46. Резисторное торможение на эпс переменного тока.
- 47. Рекуперативное торможение на эпс переменного тока.
- 48. Способы перегруппировки тяговых двигателей на электровозах и электропоездах постоянного тока.
- 49. Технико-экономический анализ способов регулирования скорости на эпс постоянного тока.
- 50. Технико-экономическая и экологическая эффективность электрического торможения.
- 51. Принципы и способы ступенчатого регулирования выпрямленного напряжения на электровозах переменного тока.
- 52. Защита электрооборудования эпс при аварийных режимах.
- 53. Защита электрооборудования эпс при ненормальных режимах (боксование, перегрузка и др.).
- 54. Фазовое и зонно-фазовое регулирование выпрямленного напряжения на эпс переменного тока.
- 55. Способы обслуживания поездов локомотивами и их технико-экономическое обоснование.
- 57. Виды обслуживания и ремонта электровозов, расчет их годовой программы, количества стойл и контингента рабочих.
- 58. Система планово-предупредительного ремонта эпс и её технико-экономическое обоснование, роль диагностики.
- 59. Система ремонта тяговых электрических машин. Ремонтный цикл. Назначение ремонтов.
- 60. Оперативно-распорядительная документация для организации эксплуатации локомотивов и работы локомотивных бригад.
- 61. Организация и основное назначение технического обслуживания электровозов.
- Нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- Нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 62. Тяговые плечи и участки обращения локомотивных бригад, их характеристика, расчет длины.
- Совмещенные способы обслуживания - используются на участках большой протяженности и в зонах обращения сложной конфигурации:
- 63. Количественные и качественные показатели использования эпс в эксплуатации, пути их улучшения.
- Количественные показатели
- Качественные показатели
- 64. Ремонты и освидетельствования колесных пар локомотивов, виды, сроки, место проведения, содержание.
- 2. Посадка колесного центра с зубчатым колесом в холодном состоянии при давлении 1500 2500 кН на ось с применением чистого растительного масла.
- 65. Пути повышения качества ремонта эпс.
- 66. Способы обнаружения межвитковых замыканий в катушках полюсов без демонтажа остова, и в обмотке якоря без разборки тэд.
- 67. Интегрированная обработка маршрутов машиниста. Содержание отчетно-учетной документации эксплуатационной работы локомотивов и локомотивных бригад.
- 68. Идентификация подвижного состава (саид «Пальма»). Работа системы гид «Урал»
- 69. Классификация тормозов железнодорожного подвижного состава.
- 70. Механическое торможение поезда, его разновидности и реализация.
- 71. Пневматические и электропневматические системы торможения поездов, их конструкция и принцип работы.
- 72. Структурная схема и режимы работы автоматических пневматических тормозов подвижного состава.
- 73. Основные характеристики тормозной рычажной передачи локомотивов и мвпс, расчетная схема нажатий.
- 74. Приборы управления автотормозами поезда и локомотива.
- 75. Принципы инвертирования тока. Однофазный инвертор, ведомый сетью
- 76. Однофазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 77. Трехфазные неуправляемые выпрямители. Примеры схем, принципы их работы.
- 78. Трехфазный автономный инвертор.
- 79. Принципы импульсного регулирования напряжения на тд. Шим-прерыватель.
- 80. Однофазный управляемый выпрямитель: схема, принципы работы.
- 81. Тскбм (назначение, устройство, принципы работы)
- 82. Саут-цм (назначение, устройство, принципы работы)
- 83. Клуб-у (назначение, устройство, принципы работы)
- 84. Усилители в системах управления эпс, основные виды и характеристики.
- 85. Системы автоматизированного управления электровоза вл85. Принцип работы.
- 86. Принцип работы и устройство трансформатора постоянного тока (датчика тока) на эпс.
- 87. Принцип построения мпсу на электровозе эп1 (мсуд).
- 88. Принцип построения системы автоведения на электровозе эр-2 (Автомашинист (усавп – л)).
- 89. Неисправности локомотивов, при которых запрещается их эксплуатация согласно птэ
- 90. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава. Порядок размещения, включения и опробования автотормозов. Ручные сигналы при опробовании автотормозов