logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ

(рис. 15а).

Поскольку при максимальной скорости ja=0, то уравнение (41) перепишется так: D = ψ. Следовательно, максимальной будет та скорость, при которой динамический фактор равен коэффициенту ψ дорожного сопротивления. Для определения этой скорости по оси ординат отложим заданное значение ψ и проведем из полученной таким образом точки прямую, параллельную оси абсцисс. Абсцисса точки пересечения этой прямой с кривой D = f(Va) и даст искомую максимальную скорость движения.

Если автомобиль снабжен карбюраторным двигателем, не имеющим ограничителя оборотов, то кривая D = f(Va) может быть всегда продолжена до пересечения с прямой ψ = Ф(Va) (рис. 15а). Если автомобиль снабжен карбюраторным двигателем, имеющим ограничитель оборотов, либо дизелем, то в случае, когда прямая, соответствующая заданному ψ, не пересекает кривую D = f(Va), величина определяется кинематически по формуле (7), в которую следует подставить угловую скорость ωno (обороты nno), соответствующую срабатыванию ограничителя.

Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с постоянной скоростью (Va = const) на дороге с заданным f на заданной передаче (рис. 15а).

В этом случае уравнение (50) запишется так: , где Dmaxмаксимальный динамический фактор на заданной передаче.

Разность Dmax-f можно найти графически, отложив по оси ординат величину f и проведя из полученной таким образом точки прямую, параллельную оси абсцисс.

Максимальное ускорение на дороге с заданным ψ на заданной передаче (рис. 15б).

Из уравнения (50)

. (51)

Разность Dmax–ψ можно найти графически, проведя прямую, параллельную оси абсцисс, на расстоянии ψ от этой оси.

Подобным же образом могут быть решены и другие задачи, указанные выше.

Поскольку тяговая сила ограничена сцеплением колеса с дорогой, то и динамический фактор ограничен по сцеплению. Так как буксование колес обычно имеет место при подведении к колесу большой силы тяги и на малых скоростях движения, то в этом случае можно приближенно считать Pсв = Z2φ, где Z2 – нормальная реакция, действующая на ведущие колеса автомобиля. Отношение называют динамическим фактором по сцеплению. Графически динамический фактор по сцеплению изображается прямыми, параллельными оси абсцисс (рис. 15а). В отличие от динамический фактор D, определяемый формулой (49), называют динамическим фактором по тяге (или по двигателю).

Для облегчения расчетов в тех случаях, когда автомобиль имеет переменный общий вес, например, в результате изменения полезной нагрузки, профессор Н.А. Яковлев предложил дополнить динамическую характеристику номограммой (рис. 16), которая наносится слева от динамической характеристики и состоит из ряда прямых, позволяющих определить масштаб динамического фактора D по двигателю (сплошные прямые) и динамического фактора Dсц по сцеплению (пунктирные прямые) для любой величины полезной нагрузки от Н = 100% до Н = 0%. График рис. 16 называют динамическим паспортом.

По оси абсцисс номограммы откладывается полезная нагрузка Н %, причем Н = 100% соответствует началу координат динамической характеристики. Если при Н = 100% выбран такой масштаб, что D = a соответствует δ мм оси ординат, то при любой другой полезной нагрузке то же значение D(D = a) будет соответствовать H = δH мм оси ординат, причем

, (52)

где Gа – полный вес автомобиля;

Gао – вес автомобиля без полезной нагрузки;

– вес полезной нагрузки.

Рис. 16. Динамический паспорт автомобиля

Как видно из формулы (52), зависимость масштаба D от полезной нагрузки Н, выраженной в %, является линейной. Поэтому для построения номограммы масштабов достаточно кроме произвольно выбираемого масштаба при Н = 100%, найти масштаб для любого другого значения Н. Удобнее всего определять значения масштаба для Н = 0. В этом случае . Проведя прямые через масштабные отметки при Н = 100% и Н = 0 для различных значений D = a1, a2, …, получим номограмму масштабов для определения значений D при любом значении Н в пределах от Н = 100% до H = 0.

Для динамического фактора по сцеплению масштаб выбирается так:

при Н = 100% значению Dсц = a соответствует по оси ординат;

при Н = 0 тому же значению Dсц соответствует по оси ординат, где Zвед и Zвед0 – нормальные реакции на ведущих колесах соответственно при Н = 100% и Н = 0 %;

Gвед и Gвед0 – вес, приходящийся на ведущие колеса, соответственно при H = 100% и Н = 0 %.