logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.

Распределение тормозных моментов будет идеальным, если к каждому колесу будет подведен тормозной момент пропорциональный динамической нагрузке на него, а отношение касательной реакции к нормальной в каждый момент времени будет равно коэффициенту сцепления колес с дорогой в каждый момент времени при торможении. Для регулирования тормозных сил по осям АТС применяют регуляторы (статические, динамические) и противоблокировочные системы.

Статические регуляторы тормозных сил изменяют соотношение тормозных сил в соответствии со статической нагрузкой на оси АТС. Кроме того, они обеспечивают нужное соотношение между тормозными силами отдельных звеньев автопоезда при различной нагрузке на них или между осями автомобиля при различных состояниях дорожного покрытия. Статические регуляторы устанавливают на таких АТС, у которых соотношение между полной и снаряженной массами меняется в широких пределах. Это прицепные звенья, грузовые автомобили и автобусы.

Регулирование может осуществляться ступенчато или бесступенчато. В первом случае рукоятку регулятора в нужное положение устанавливает водитель, а во втором регулирование осуществляется в зависимости от хода подвески или давления воздуха в баллонах пневмоподвески.Давление закрытия клапана зависит от величины сжатия пружины (закрутки торсиона), которое в свою очередь зависит от нагрузки на ось автомобиля, на которую установлен регулятор.

Благодаря наличию регулятора, кроме того, при интенсивном торможении, когда нагрузка на заднюю ось уменьшается, на переднюю увеличивается, тормозной момент на задних колесах не возрастает с увеличением давления в тормозной системе, чем предупреждается их блокирование. Преимущества: удельные тормозные силы для автомобиля полной массы довольно близки к оптимальному значению.

Лучшие результаты по регулированию тормозных сил между осями автомобиля дает применение регуляторов лучевого типа. Такие регуляторы автоматически изменяют соотношение давления на входе и выходе пропорционально углу поворота рычага регулятора, соединенного с балкой моста автомобиля. Характеристики таких регуляторов выражаются семейством лучей с различным соотношением давлений R = Р1/Р2, каждый из которых соответствует определенному угловому положению рычага. Регуляторы лучевого типа при правильном подборе длины рычага и начального угла установки позволяют получить однозначную характеристику при торможении как груженого, так и негруженого АТС.

Конструктивно лучевые регуляторы выполняются нескольких типов. Основное отличие заключается в принципе следящего механизма, изменяющего соотношение давлений на входе и выходе регулятора пропорционально ходу подвески автомобиля. Наибольшее распространение получили лучевые регуляторы с рычагом переменной длины (Кнорр-бремзе), с переменной площадью диафрагмы (Вестингауз-бремзе) и с переменной наклонной плоскостью (Клайтон-Девандр). На отечественных автомобилях с пневматическим приводов тормозов (КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) для регулирования давления воздуха в тормозных камерах задних осей (оси) автомобиля и осей прицепа в зависимости от нагрузки в кузове применяется регулятор типа Вестингауз-бремзе (с переменной активной площадью диафрагмы). Эти регуляторы требуют высокой точности установки рычага и выбора его длины.