logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

4.6. Уравнение расхода топлива

Топливно-экономическая характеристика может быть построена либо по результатам стендовых или ходовых испытаний автомобиля, либо расчетным путем.

Для расчетного определения путевого расхода топлива нужно иметь характеристики расхода топлива двигателем. В качестве основного оценочного параметра экономичности двигателя обычно принимают удельный расход топлива ge в граммах на эффективный киловатт в час (г/кВтч). Удельный расход топлива ge является функцией от угловой скорости we (числа оборотов) двигателя и степени использования U его мощности.

Степенью использования мощности двигателя U называют отношение мощности двигателя при некоторой частичной подаче топлива и заданной угловой скорости (числе оборотов) коленчатого вала к мощности двигателя при той же угловой скорости (числе оборотов), но полной подаче топлива. Например, у карбюраторного двигателя степень использования U определяется отношением мощности при частичном открытии дроссельной заслонки к мощности при полном ее открытии.

Если заданы условия движения автомобиля (Va, ψ, jа) и его конструктивные параметры, то степень использования двигателя может быть подсчитана по формуле:

, (100)

где Nе – мощность двигателя при полной подаче топлива и угловой скорости we (оборотах), соответствующей на заданной передаче в коробке передач заданной скорости движения.

Рис. 27. Экономическая характеристика двигателя

На рис. 27 показана примерная зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя U для карбюраторного двигателя при различных угловых скоростях (числах оборотов) его коленчатого вала. Для каждого значения угловой скорости удельные расходы топлива ge имеют минимальное значение при некоторой степени использования мощности U, близкой к 100%. При малых значениях U удельные расходы топлива возрастают из-за уменьшения механического КПД двигателя и ухудшения условий сгорания горючей смеси в цилиндрах двигателя. При больших U удельные расходы также возрастают в связи с обогащением горючей смеси экономайзером.

Для карбюраторных двигателей характерно резкое увеличение удельного расхода топлива при малой степени использования двигателя (удельный расход топлива при малых U увеличивается по сравнению с минимальным в несколько раз). При U = 100% расход топлива по сравнению с минимальным увеличивается на 10…15%.

В меньшей степени удельный расход топлива зависит от угловой скорости (числа оборотов) коленчатого вала. Расход топлива получается минимальным при угловой скорости, средней между угловой скоростью wN, соответствующей максимальной мощности, и угловой скоростью wм, соответствующей максимальному крутящему моменту. При максимальных и минимальных угловых скоростях коленчатого вала удельный расход топлива увеличивается по сравнению с минимальным на 15…25%.

У дизелей удельный расход топлива в меньшей степени зависит от степени использования U, чем у карбюраторных двигателей. Максимальный расход топлива при малых значениях U отличается от минимального не более, чем в 1,5 раза.

Зная удельный расход топлива и мощность Ne, необходимую для движения автомобиля, можно найти часовой расход Gм по формуле:

(101)

Путевой расход связан с часовым расходом зависимостью

, (102)

где ρT – плотность топлива, г/см³ или кг/л. При расчете, если отсутствуют точные сведения о плотности применяемого топлива, можно считать для бензина 700...750 г/см³, для дизельного топлива 820...850 г/см³.

Подставляя значение Gm из (101) в (102) получим:

. (103)

В формулах (101)…(102) мощность выражена в кВт, скорость м/с силы Н. Если мощность выражена в л/с, скорость в км/ч, силы в кг, то

(103а)

Для тех случаев, когда графики зависимости удельного расхода топлива от степени: использования мощности двигателя и угловой скорости we (числа оборотов ne) отсутствуют, доцент И.С. Шлиппе предложил приближенный способ определения gе по формуле:

г/кВт·ч , (104)

где Q – эффективный удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя Nmax;

Kw – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от угловой скорости (числа оборотов) коленчатого вала двигателя;

Ku – коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя.

Коэффициенты Kw и Ки определяются по графикам, полученным обработкой статистических данных по удельным расходам топлива большого числа карбюраторных двигателей и дизелей (рис.28).