Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
Основное влияние из природно-климатических условий на расходы топлива оказывает температура окружающего воздуха. Изменение температуры, как известно, сказывается на работе двигателя, трансмиссии и всей ходовой части, особенно шин. В зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха расходы топлива существенно меняются, т. к. помимо изменения суммарного сопротивления движению и потерь в трансмиссии и шинах изменяются условия сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Так, например, при снижении температуры окружающего воздуха от +10 до – 30 °С эксплуатационный расход топлива увеличивается примерно на 25 %. При увеличении влажности воздуха расход топлива также растет.
На изменение путевого расхода топлива в реальных условиях эксплуатации автомобилей основное влияние оказывают дорожные условия. Дорожные условия, как уже отмечалось ранее, делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся продольный профиль дороги, тип и состояние дорожного покрытия, план трассы, ширина проезжей части, количество и тип пересечений с другими дорогами. К переменным дорожным условиям следует отнести: скорость, интенсивность и плотность движения, состав транспортного потока, частоту и продолжительность остановок, число циклов разгона и замедления, сцепление колес с дорогой и видимость.
Из перечисленных факторов, определяющих изменение путевого расхода топлива, следует выделить тип и состояние дорожного покрытия и рельеф местности, по которой пролегает дорога, так как именно от этих факторов зависит сила сопротивления дороги. Так, если принять путевой расход топлива на дороге с асфальтобетонным покрытием в равнинной местности за 100 %, то на таком же покрытии в пересеченной местности расход топлива возрастет на 30 %, на равнинных дорогах с гравийным покрытием он возрастет на 20 %, а на булыжных мостовых и грунтовых дорогах – на 30...60 %.
Параметром, дающим интегральную оценку влияния дорожных условий на скорость движения автомобиля и расход топлива, может быть коэффициент сопротивления дороги. Он позволяет учитывать в комплексе влияние постоянных дорожных условий на путевой расход топлива. При циклическом движении на расход топлива основное влияние оказывают допускаемые скорости движения на отдельных участках маршрута, наличие ограничений и помех, интенсивность и продолжительность разгона и замедления, расстояние между остановками и другие факторы.
Степень интенсивности движения влияет на скоростные и нагрузочные режимы, а те в свою очередь, на расход топлива. Таким образом, можно считать, что снижение интенсивности движения в целом благоприятно сказывается на эффективности работы автомобилей, в частности, значительно снижается доля неустановившихся режимов движения, увеличивается средняя скорость движения и степень использования мощности двигателя, а значит, эксплуатационный расход топлива будет уменьшаться.
Продольный профиль дороги, ее криволинейность в плане, ширина проезжей части, наличие пересечений, ровность покрытия и тип покрытия оказывают большое влияние, как на среднюю скорость движения, так и на эксплуатационный расход топлива. Экспериментально установлено, что неровности дорог с усовершенствованным покрытием оказывают значительно большее влияние на расход топлива, чем продольный профиль дороги. Это объясняется, прежде всего увеличением коэффициента сопротивления качению, а также снижением скорости движения.
Транспортные условия также влияют на топливо использование автомобильным транспортом. Однако основное влияние они оказывают на эффективность использования автомобилей, т. е. на удельный путевой расход топлива (на единицу транспортной работы).
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: