logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива

Основное влияние из природно-климатических условий на расходы топлива оказывает температура окружающего воздуха. Изменение температуры, как известно, сказывается на работе двигателя, трансмиссии и всей ходовой части, особенно шин. В зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха расходы топлива существенно меняются, т. к. помимо изменения суммарного сопротивления движению и потерь в трансмиссии и шинах изменяются условия сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Так, например, при снижении температуры окружающего воздуха от +10 до – 30 °С эксплуатационный расход топлива увеличивается примерно на 25 %. При увеличении влажности воздуха расход топлива также растет.

На изменение путевого расхода топлива в реальных условиях эксплуатации автомобилей основное влияние оказывают дорожные условия. Дорожные условия, как уже отмечалось ранее, делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся продольный профиль дороги, тип и состояние дорожного покрытия, план трассы, ширина проезжей части, количество и тип пересечений с другими дорогами. К переменным дорожным условиям следует отнести: скорость, интенсивность и плотность движения, состав транспортного потока, частоту и продолжительность остановок, число циклов разгона и замедления, сцепление колес с дорогой и видимость.

Из перечисленных факторов, определяющих изменение путевого расхода топлива, следует выделить тип и состояние дорожного покрытия и рельеф местности, по которой пролегает дорога, так как именно от этих факторов зависит сила сопротивления дороги. Так, если принять путевой расход топлива на дороге с асфальтобетонным покрытием в равнинной местности за 100 %, то на таком же покрытии в пересеченной местности расход топлива возрастет на 30 %, на равнинных дорогах с гравийным покрытием он возрастет на 20 %, а на булыжных мостовых и грунтовых дорогах – на 30...60 %.

Параметром, дающим интегральную оценку влияния дорожных условий на скорость движения автомобиля и расход топлива, может быть коэффициент сопротивления дороги. Он позволяет учитывать в комплексе влияние постоянных дорожных условий на путевой расход топлива. При циклическом движении на расход топлива основное влияние оказывают допускаемые скорости движения на отдельных участках маршрута, наличие ограничений и помех, интенсивность и продолжительность разгона и замедления, расстояние между остановками и другие факторы.

Степень интенсивности движения влияет на скоростные и нагрузочные режимы, а те в свою очередь, на расход топлива. Таким образом, можно считать, что снижение интенсивности движения в целом благоприятно сказывается на эффективности работы автомобилей, в частности, значительно снижается доля неустановившихся режимов движения, увеличивается средняя скорость движения и степень использования мощности двигателя, а значит, эксплуатационный расход топлива будет уменьшаться.

Продольный профиль дороги, ее криволинейность в плане, ширина проезжей части, наличие пересечений, ровность покрытия и тип покрытия оказывают большое влияние, как на среднюю скорость движения, так и на эксплуатационный расход топлива. Экспериментально установлено, что неровности дорог с усовершенствованным покрытием оказывают значительно большее влияние на расход топлива, чем продольный профиль дороги. Это объясняется, прежде всего увеличением коэффициента сопротивления качению, а также снижением скорости движения.

Транспортные условия также влияют на топливо использование автомобильным транспортом. Однако основное влияние они оказывают на эффективность использования автомобилей, т. е. на удельный путевой расход топлива (на единицу транспортной работы).