logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля

На управляемость и устойчивость автомобиля оказывает влияние не только величина поперечной составляющей силы инерции, но и распределение этой силы между осями автомобиля.

Для определения поперечных реакций дороги, действующих на переднюю (У1) и заднюю (У2) оси, составим уравнение моментов (рис. 45,46):

; (158)

где Jz момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси Z, проходящей через центр тяжести автомобиля.

Рис. 45. Распределение боковых сил Рис. 46. Боковые силы, действущие

между осями автомобиля на колеса автомобиля при поворте

С другой стороны, из условия равенства нулю проекций

внешних сил на поперечную ось автомобиля можно записать:

Py = Y1+Y2 (159)

Решая совместно уравнения (158), (159), получим:

(160)

Момент инерции JZ удобнее представить в виде произведения массы автомобиля Ga/g на квадрат радиуса инерции ρz2 относительно оси Z:

Подставляя в равенство (160) значения Рy из формулы (157), ωa и JZ после преобразований, получим, считая Va м/с:

(161)

(162)

Во многих случаях можно считать , тогда

; (163)

; (164)

Если уводом можно пренебречь, то

; (165)

; (166)

Таким образом, в тех случаях, когда углы увода и скорости их изменения невелики, скорость поворота управляемых колес и изменение скорости движения автомобиля в основном оказывают влияние только на величину боковых реакций, действующих на передние колеса. При входе в поворот реакций У1 увеличивается, а при выходе из поворота уменьшается.

В тех случаях, когда углы увода и скорость их изменения значительны, скорость поворота управляемых колес и изменение скорости движения автомобиля оказывают влияние на величину боковых реакций, как передних, так и задних колес. В зависимости от условий движения и конструктивных особенностей автомобиля при входе в поворот боковые реакции, действующие на передние колеса, в одних случаях увеличиваются при одновременном уменьшении боковых реакций на задних колесах, а в других случаях наоборот. При больших скоростях движения, как правило, Y2 > Y1.

Если (установившееся круговое движение), то

;

; (167)

Отношение боковой силы, действующей на ось, к весу, приходящемуся на колеса этой оси, называют удельной боковой силой. Удельные боковые силы для передней и задней осей при θ = 0 и j0 = 0 одинаковы и равны: