2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
Основные оценочные показатели СС АТС оговорены в ГОСТ 22576–90 «Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний». К ним относятся следующие:
1. Максимальная скорость движения, Vmax, км/ч.
2. Условная максимальная скорость, Vmax усл, км/ч.
3. Время разгона на пути 400 и 1000 м, t, с.
4. Время разгона до заданной скорости, t, c.
5. Скоростная характеристика «разгон – выбег», Vа = f (S, t).
6. Скоростная характеристика на высшей и предшествующей передачах.
Vа = f (S, t)
7. Скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем Vа= f (Vmax, доп.).
Помимо перечисленных основных оценочных показателей на практике используется ряд дополнительных:
1. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля, Vа min, км/ч.
2. Максимальный угол преодолеваемого подъема, %.
3. Установившаяся скорость на затяжных подъемах, Vа уст, км/ч.
4. Ускорение на передачах при разгоне, Jа, м/с.с.
5. Сила тяги на крюке, Ркр., н.
6.Длина динамически преодолеваемого подъема, Sдин, м.
Максимальная скорость движения Vа max определяется при движении на высшей передаче по специальному измерительному участку при полной подаче топлива с наибольшей установившейся скоростью. По технико-эксплуатационным требованиям к грузовым автомобилям и автопоездам общего назначения нижний предел Vа max должен быть для одиночного автомобиля полной массы, не менее 100 км/ч, для автопоезда – не менее 80 км/ч.
Условная максимальная скорость Vа max усл это средняя скорость автомобиля на последних 400 м при его разгоне с места на участке 2000 м с полной подачей топлива и начале переключения передач при номинальной частоте вращения neN коленчатого вала двигателя. Этот показатель определяет верхний предел скоростных свойств на ограниченном пути.
Время разгона на пути 400 и 1000 м и до заданной скорости определяют при тех же условиях, что и Vа мах усл.
Скоростная характеристика «разгон – выбег» определяется зависимостями Vа= f (t) или Vа= f (S), полученными при разгоне с места с полной подачей топлива до Vа max на пути 2000 м и выбеге до остановки. При разгоне переключение передач осуществляется при номинальной частоте вращения neN коленчатого вала двигателя. Параметры движения (путь, скорость и время) регистрируются с помощью измерительной аппаратуры. Делитель при разгоне не используется.
Скоростная характеристика «разгон на высшей и предшествующей передачах» определяется зависимостями Vа= f (t) и Vа= f (S) при разгоне на высшей и предшествующей передачах. Разгон осуществляется от минимально устойчивой скорости на данной передаче до скорости, соответствующей номинальной частоте вращения neN коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива.
Скоростная характеристика на дороге с переменным продоль ным профилем является частью комплексной топливно-скоростной характеристики.
Эта характеристика представляет собой зависимость средней скорости Vа ср от заданной максимально допускаемой скорости Vа доп при движении по специальной скоростной дороге автополигона. При определении каждой точки этой характеристики движение происходит с возможно большей, но не превышающей в каждый раз задаваемую Vа доп, скоростью. Для грузовых автомобилей Vа доп задается от 30 км/ч до максимальной кратно десяти. По скоростной характеристике на дороге с переменным продольным профилем подсчитывают и наносят на график осредненный показатель (средне интегральная величина), характеризующий общий скоростной уровень АТС.
Минимальная устойчивая скорость движения АТС Vа min определяется на низшей передаче и характеризует способность автомобиля двигаться с наименьшей скоростью.
Максимальный угол преодолеваемого подъема i max это максимальный уклон, который может преодолеть автомобиль по условию тяги двигателя при движении на низшей передаче в основной и дополнительной коробках передач. По ГОСТ Р52280–2004 для грузовых одиночных автомобилей полной массы i max должен быть не менее 25%, для автопоездов – 18%.
Установившаяся скорость на затяжных подъемах Vа уст определяется на заданном подъеме определенной длины. По ГОСТ Р 52280–2004 грузовые автомобили полной массы при движении по сухому твердому ровному покрытию должны преодолевать подъем с уклоном 3 % протяженностью не менее 3 км при установившейся скорости не менее 35 км/ч.
Ускорения на передачах при разгоне Jа характеризуют потенциальные возможности автомобиля при обгонах. Определяются максимальные и средние значения ускорений на всех передачах.
Сила тяги на крюке Ркр определяется для всех передач и характеризует способность автомобиля к буксированию прицепа.
Длина динамически преодолеваемого подъема Sдин определяется на подъеме определенного уклона при движении на высшей передаче.
Основными оценочными параметрами (критериями) скоростных свойств автомобиля являются максимальные скорости движения в различных дорожных условиях и максимальные ускорения в этих условиях, определяющие время, необходимое для увеличения скорости в определенном интервале, и пути, проходимого автомобилем за это время. Наиболее употребительными и достаточными для сравнительной оценки являются следующие показатели:
1) максимальная скорость;
2) условная максимальная скорость;
3) время разгона на пути 400 и 1000 м;
4) время разгона до заданной скорости;
5) скоростная характеристика разгон-выбег;
6) скоростная характеристика разгона на высшей передаче;
7) скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем;
8) минимальная устойчивая скорость;
9) максимальный преодолеваемый подъём;
10) установившаяся скорость на затяжных подъёмах;
11) ускорение при разгоне;
12) сила тяги на крюке;
13) длина динамически преодолеваемого подъема.
Динамичность автомобиля является одним из важнейших свойств, определяющих такой важный эксплуатационный показатель, как средняя скорость движения, хотя этот показатель зависит и от других эксплуатационных свойств автомобиля (плавность хода, управляемость, тормозные свойства, проходимость).
Указанные выше оценочные показатели могут быть найдены либо экспериментальным путем, либо расчетным.
В задачу теории эксплуатационных свойств входит изучение методик как экспериментального, так и расчетного способов.
Применительно к изучению скоростных свойств автомобиля эта задача может быть сформулирована так: по заданным конструктивным параметрам автомобиля и дорожным условиям найти показатели, характеризующие скоростные свойства автомобиля.
Обратную задачу, которая может быть сформулирована так: найти конструктивные параметры автомобиля, обеспечивающие в заданных дорожных условиях заданные тяговые свойства, – называют тяговым расчетом автомобиля.
Конструктивными параметрами, определяющими тяговые свойства автомобиля, являются:
а) характеристики двигателя;
б) характеристики трансмиссии (передаточные числа, количество передач, диапозон передаточных чисел и КПД);
в) параметры обтекаемости;
г) массовые параметры автомобиля (масса, распределение веса по осям);
д) характеристики колес (размеры шин, параметры, характеризующие потери мощности при качении).
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: