logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя

Для подбора внешней характеристики двигателя вначале определяют мощность Nev, необходимую для обеспечения заданной максимальной скорости по дороге с заданным дорожным сопротивлением ψv. Поскольку при максимальной скорости движения ja = 0, то из уравнения мощностного баланса найдем:

; (114)

где Ga = mg; скорость Va max выражена в м/с, а мощность Nev в кВт.

В общем случае угловая скорость коленчатого вала wv двигателя при максимальной скорости движения автомобиля не равна угловой скорости wN, соответствующей максимальной мощности двигателя, и, следовательно, Nev Nmax.

Отношение у современных автомобилей равно:

- для карбюраторных двигателей легковых автомобилей (не имеющих ограничителя числа оборотов) = 0,9…1,1;

- для карбюраторных двигателей, снабженных ограничителем оборотов, обычно устанавливаемых на грузовых автомобилях, = 0,8…1,0;

- для всех дизелей = 1

В тех случаях, когда ≠ 1, максимальную мощность двигателя можно найти, пользуясь формулой С.Р. Лейдермана, в которую вместо Ne следует подставить найденное по формуле (114) значение Nev , вместо подставить ,а Nmax считать искомой величиной.

Решая полученное образом уравнение относительно Nmax, найдем:

; (115)

Если = 1, то NeN = Nmax.Определив максимальную мощность двигателя, можно подобрать искомую внешнюю характеристику либо по имеющимся в наличии двигателям, либо пользуясь эмпирическими формулами, например, формулой С.Р. Лейдермана.

Прежде всего выбирают угловую скорость wN (число оборотов nN), соответствующую максимальной мощности.

Для современных двигателей принимаются следующие угловые скорости wN (числа оборотов nN):

- карбюраторные двигатели легковых автомобилей 400…700 рад/с (4000…7000 об/мин);

- карбюраторные двигатели грузовых автомобилей и автобусов 300…450 рад/с (3000…4500 об/мин);

- дизели легковых автомобилей 350…450 рад/о (3500…4500 об/мин);

- дизели грузовых автомобилей 200…320 рад/с (2000…3200 об/мин).

Меньшие угловые скорости (числа оборотов) относятся к двигателям большего литража.

Выбрав угловые скорости wN (число оборотов nN), задаются различными промежуточными угловыми скоростями wе (числами оборотов nе ) от wmin до wv и, определив по формуле(114) текущие значения мощности Ne, строят внешнюю характеристику двигателя.

Зная текущие значения мощности Ne, соответствующие текущим значениям угловой скорости we (числу оборотов ne ), по формуле:

, (116)

определяют текущие значения крутящих моментов и строят график Me = f(we).