logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе

1. Задаемся коэффициентом дорожного сопротивления ψ.

2. Для нескольких скоростей при принятом значении ψ определяем Nд и Nв, а также соответствующую угловую скорость коленчатого вала двигателя по формуле .

3. Для тех же значений скоростей определяем отношение и по графику (рис. 28) находим Кw.

Зная для каждой скорости значение соответствующей угловой скорости (числа оборотов), по внешней характеристике двигателя находим соответствующие значения его эффективной мощности, определив по формуле (100) степень использования мощности, по графику (рис. 28) определяем коэффициент Кu. Эти коэффициенты могут быть определены из выражений

для бензиновых двигателей

Ku = 3,27 – 8,22 U + 9,13 U – 3,18 U ; (105)

Рис. 28. Коэффициенты Kw и Кu

для дизелей

Ku = 1,2 + 0,14 U – 1,8 U + 1,46 U; (106)

для всех типов двигателей

Ке = 1,25 – 0,99 Е + 0,98 Е – 0,24 Е.

4. Поскольку в справочной литературе в характеристиках двигателей приводится обычно значение минимального удельного эффективного расхода топлива, то его и удобнее использовать в расчетах.

При определении степени использования мощности двигателя по формуле (101) следует считать Nu = 0, поскольку топливно-экономическая характеристика строится для установившегося движения. Если имеется график мощностного баланса (мощностная характеристика автомобиля), то для каждой принятой скорости модно непосредственно по этому графику определить тяговую мощность.

5. Путевой расход для каждой принятой скорости определяется по формуле:

(107)

Поскольку в технических условиях и справочниках обычно указывается не gN, a gemin, то нужно по имеющемуся значению определить gN. Приближенно можно считать gN = (1,05…1,1). Минимальные удельные расходы топлива у современных карбюраторных двигателей в зависимости от их конструктивных особенностей колеблются в пределах от 300 до 340 г/кВт·ч, а у дизелей в пределах от 220 до 260 г/кВт·ч.