logo search
Учебное пособие _2009_готово точно

8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля

Плавностью хода автомобиля называют совокупность его свойств, характеризующих возможности длительного движения по неровным дорогам в интервале эксплуатационных скоростей без возбуждения неприятных ощущений и быстрой утомляемости у водителя и пассажиров, повреждения грузов и возникновения чрезмерных динамических нагрузок в элементах самого автомобиля.

Основными оценочными показателями плавности хода являются уровни вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и характерных элементов шасси и кузова. Оценка уровня вибронагруженности производится по средним квадратичным значениям ускорений колебаний (виброускорений) или скоростей колебаний (виброскоростей) в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Любая реальная дорога представляет собой поверхность со случайно расположенными неровностями. При наезде колес автомобиля на дорожные неровности возникают динамические силы, передающиеся на все его элементы, водителя и пассажиров, находящихся в автомобиле, а также перевозимые грузы. Основными элементами, защищающими автомобиль от динамических воздействий дороги и сводящими колебания и вибрации к приемлемому уровню, являются подвеска и шины.

Колебания автомобиля, вызываемые неровностями дороги, ведут, как правило, к ухудшению всех его эксплуатационных свойств тем в большей степени, чем хуже качество дороги и чем хуже плавность хода автомобиля. В частности, вследствие необходимости ограничивать скорости движения и увеличения простоев, вызываемых отказами, возникающими в результате больших динамических нагрузок в различных узлах автомобиля, ухудшение плавности хода приводит к снижению производительности автомобиля, возрастанию расходов на техническое обслуживание и ремонты, что, в конце концов, ведет к увеличению себестоимости перевозок.

Быстрая утомляемость водителя у автомобилей с плохой плавностью хода оказывает существенное влияние на безопасность движения.

Приемлемость уровня колебаний, возникающих у автомобилей при их движении по реальным дорогам, прежде всего оценивается по результатам влияния этих колебаний на водителя и пассажиров. Известно много работ, направленных на отыскание измерителей и показателей ощущений, служащих для оценки плавности хода автомобилей. Однако в результате этих работ пока еще не выработаны общепризнанные показатели и нормы, которые позволили бы всесторонне оценивать плавность хода различных автомобилей.

Приближенную оценку плавности хода можно производить, сравнивая измерители колебаний, возникавших при движении автомобиля по реальным дорогам, с соответствующими измерителями, характеризующими колебания человека в процессе ходьбы. К таким колебаниям человек привыкает с детства, и если показатели его колебаний в автомобиле не превышают возникающих при ходьбе, то плавность хода автомобиля будет приемлемой.

Оценка указанных колебаний может производиться по двум основным параметрам – частоте и среднеквадратичным вертикальным ускорениям. Наиболее приемлемыми можно считать частоты колебаний, равные 1,2…2 Гц.

Среднеквадратичные вертикальные ускорения не должны при этом превышать:

для предела комфорта – 0,1g;

для предела удобной езды – 0,25g;

при непродолжительном действии – 0,40g.