8.4. Свободные колебания с учетом затухания
Рассмотрим колебания автомобиля, у которого выполняется равенство , с учетом затухания, вызываемого гасящим устройством подвески. Гасящими свойствами шин будем пренебрегать. Колебательная система в этом случае может быть представлена, как показано на рис. 63.
Рис. 64. Колебание с учетом затухания
Силы сопротивления, вызывающие затухание колебаний, различны по своей природе. Сюда относятся сопротивления амортизаторов, межлистовое трение в рессорах, трение во втулках, шарнирах и др.
Силы сопротивления амортизаторов можно в первом приближении считать пропорциональными скорости перемещения ( ) подрессоренных частей относительно неподрессоренных. Такое же допущение может быть принято и в том случае, когда гашение колебаний обеспечивается частично амортизаторами, частично межлистовым трением в рессорах или сочетанием сопротивления амортизаторов и трения в шарнирах рычагов подвески.
Принимая это во внимание, можно уравнения движения подрессоренных и
неподрессоренных масс записать так:
; (216)
; (217)
где Ki – коэффициенты сопротивления амортизаторов.
Отношения и называют парциальными коэффициентами затухания подвески.Тогда, принимая во внимание обозначения, введенные ранее для парциальных частот, можно записать:
; (218)
; (219)
Как видно из формул (218) и (219), колебания подрессоренных и неподрессоренных частей оказываются взаимосвязанными. Однако, как было показано в предыдущем параграфе, во многих случаях можно считать, что колебания, как подрессоренных, так и неподрессоренных частей происходят с частотами, близкими к парциальным, т.е. считать равными нулю ξi в равенстве (218) и Zi в равенстве (219). Тогда из этих равенств получим:
(220) , (221)
где Z0i и ξ0i- начальные отклонения подрессоренных и неподрессоренных масс;
– частота колебаний подрессоренных масс с учетом затухания;
– частота колебаний неподрессоренных масс с учетом затухания;
φ0i и φki – фазовые углы колебаний подрессоренной и неподрессоренной масс.
Множители и указывают на то, что колебания являются затухающими. Проследим, как убывают размахи колебаний подрессоренных масс в результате действия гасящего устройства подвески. Пользуясь уравнением (221), найдем, как изменяются отклонения через промежутки времени, равные периоду колебаний подрессоренных масс T0 = 2π/ω0:
при t = 0 Zi0 = Z0i sin φ0i; при t = T0 ; при t = nT0 .
Очевидно, что отношение двух любых соседних отклонений будет равно:
; (222)
Из формулы видно, что колебания убывают по геометрической прогрессии, и основной величиной, характеризующей величину знаменателя этой прогрессии, а, следовательно, и интенсивность затухания, является отношение . Это отношение называют относительным коэффициентом сопротивления подвески или коэффициентом апериодичности.
Таким же образом может быть найден относительный коэффициент сопротивления подвески неподрессоренных масс .Для современных автомобилей с хорошими амортизаторами ψi = 0,15…0,25; ψki = 0,25…0,45.
При таких значениях ψi и ψki затухание колебаний происходит достаточно быстро. Если, например, взять ψi = 0,2, то р = 3,56, т.е. после двух колебаний амплитуда колебаний уменьшается в 3,562 = 13 раз.
Частота колебаний с учетом затухания, равная , меньше парциальной частоты . Уменьшение частоты по сравнению с тем значительнее, чем больше коэффициент затухания подвески h0i. При значениях относительных коэффициентов сопротивления подвески, характерных для современных автомобилей, это уменьшение невелико и им можно пренебрегать. Например, при ψ = 0,2 .
- Автомобили ч. 2.
- Эксплуатационные свойства
- Учебное пособие
- Санкт-Петербург
- Оглавление:
- Глава 1 Эксплуатационные свойства автомобиля 6
- Глава 2 Скоростные свойства ( тяговая динамика) автомобиля 13
- Глава 3 Тормозные свойства автомобиля 74
- 3.1. Общие положения 74
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля 76
- Глава 4 Топливная экономичность автомобиля 103
- 4.1. Общие положения 103
- Глава 5 Особенности скоростных и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей 141
- Глава 6 Тяговый расчет автомобиля 159
- Глава 7 Управляемость и устойчивость автомобиля 169
- Глава 8 Плавность хода автомобиля 225
- Глава 9 Проходимость автомобиля 238
- Введение
- Глава 1 Содержание курса «Эксплуатационные свойства автомобиля»
- 1.1. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, изучаемые в данном курсе
- 1.2.Условия эксплуатации автомобилей
- 1.3. Развитие теории эксплуатационных свойств автомобиля
- Глава 2 скоростные свойства (тяговая динамика) автомобиля
- 2.1. Общие положения
- 2.2.Оценочные параметры скоростных свойств
- 2.3. Силы, действующие на автомобиль
- Характеристики автомобильного двигателя
- Мощность, подводимая к колесам
- 2.4. Кинематика и динамика автомобильного колеса
- Скорость и ускорение автомобиля
- Динамика автомобильного колеса
- Сила сопротивления качению колеса
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сцепления колеса с дорогой
- 2.5. Силы и мощности сопротивления движению автомобиля. Силы и мощности сопротивления воздуха.
- Сила сопротивления подъему. Мощность сопротивления подъему
- 2.6. Уравнение движения автомобиля
- 2.7. Графические способы решения уравнения силового баланса автомобиля
- График силового баланса автомобиля (тяговая диаграмма)
- Динамическая характеристика автомобиля
- Максимальная скорость движения на дороге с заданным ψ
- Порядок построения динамического паспорта
- Порядок построения графика контроля буксования
- 2.8. Приемистость автомобиля
- Порядок построения графика ускорений
- Задача.
- 2.9. Определение нормальных реакций, действующих на колеса передней и задней осей
- 2.10. Мощностной баланс. График мощностного баланса
- Порядок построения мощностного баланса автомобиля
- Г лава 3 тормозные свойства автомобиля
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Показатели, измерители и нормативы тормозных свойств автомобиля
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях
- Нормативы эффективности торможения атс рабочей тормозной системой при проверках на стендах
- 1.3.Уравнение движения автомобиля при торможении
- Аварийное торможение (торможение при полном использовании сил сцепления)
- Служебное торможение
- Распределение тормозных сил между осями автомобиля
- Регулирование тормозных моментов на колесах атс. Регуляторы.
- Антиблокировочные системы
- Г лава 4 топливная экономичность автомобиля
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Основные понятия и определения
- 4.3. Измерители и показатели топливной экономичности. Нормы расхода топлива
- 4.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
- Влияние условий эксплуатации автомобиля на расход топлива
- 4. 5. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 4.6. Уравнение расхода топлива
- Порядок построения топливно-экономической характеристики автомобиля по методу и. С. Шлиппе
- Глава 5 особенности тяговых и топливно-экономических свойств автомобилей, снабженных гидропередачей
- 5.1. Исходные характеристики гидропередач
- 5.2. Совместная работа двигателя с гидропередачами
- 5.3. Методика построения тяговой диаграммы автомобиля с гидропередачей. Автомобиль c непрозрачным гидротрансформатором
- Автомобиль с прозрачным гидротрансформатором
- 5.4. Особенности тяговой диаграммы автомобилей с гидропередачей по сравнению с автомобилями, снабженными ступенчатой механической коробкой передач
- 5.5. Динамическая характеристика и параметры
- 5.6. Топливно-экономическая характеристика автомобиля с гидропередачей
- 5.7. Способы улучшения тяговых свойств и топливной экономичности автомобилей с гидропередачами Применение блокируемых гидротрансформаторов
- Применение комплексных гидротрансформаторов
- Применение гидромеханической коробки передач
- Глава 6 тяговый расчет автомобиля
- 6.1. Задачи тягового расчета
- 6. 2. Подбор внешней характеристики двигателя
- 6.3. Выбор передаточных чисел трансмиссии
- Глава 7 управляемость и устойчивость автомобиля
- 7. 1 Основные понятия и определения
- Относительная длина криволинейных участков на дорогах различных категорий, %
- 7.2. Оценочные показатели управляемости и устойчивости
- Кинематика поворота
- Качение колеса при действии на него боковых сил. Понятие об уводе эластичного колеса
- Радиус поборота и угловая скорость поворота
- 7.4. Силы, действующие на автомобиль при его повороте в общем случае движения
- 7.5. Распределение поперечной составляющей силы инерции между осями автомобиля
- 7.6. Поперечная устойчивость автомобиля на горизонтальной дороге
- Критические скорости автомобиля по боковому скольжению
- Критическая скорость автомобиля по опрокидыванию
- 7.7. Поперечная устойчивость автомобиля на виражах
- 7. 8. Критические углы по устойчивости автомобиля на дороге с поперечным уклоном (критический угол косогора)
- 7.9. Коэффициент поперечной устойчивости автомобиля
- 7.10. Колебания управляемых колес относительно шкворней
- Колебания, вызываемые неуравновешенностью управляемых колес
- Колебания, вызываемые особенностями передней подвески и рулевого управления
- Автоколебания управляемых колес (шимми)
- Стабилизация управляемых колес
- 7. 11. Устойчивость при торможении автомобиля.
- Глава 8 плавность хода автомобиля
- 8.1. Измерители и показатели плавности хода автомобиля
- 8.2. Автомобиль – колебательная система
- 8.3. Свободные колебания без затухания
- Свободные колебания с учетом неподрессоренных масс
- 8.4. Свободные колебания с учетом затухания
- Глава 9 проходимость автомобиля
- 9.1. Основные положения
- Классификация препятствий. Параметры сравнительной оценки проходимости
- 9.2. Профильная проходимость
- 9.3. Опорно-сцепная проходимость
- 9.4. Влияние конструктивных параметров автомобиля и эксплуатационных факторов на проходимость
- 1. Сила внутреннего сцепления частиц грунта
- Преодоление порогов и препятствий
- 2. Преодоление рва автомобильным колесом
- Оценка профильной проходимости
- 3.Преодоление ледяных переправ
- Топливно-экономические показатели проходимости:
- Список литературы: