logo
ПРОСТО АВТОМОБИЛЬ 2008ВЫПУСК2

Гидротрансформатор

Гидротрансформатор изобретен немецким профессором Феттингером в 1905 г.

В отличие от гидромуфты у гидротрансформатора (ГТ), кроме ведущего (насосного) и ведомого (турбинного) колес,есть неподвижное рабочее колесо-реактор, воспринимающее реактивный момент.

Мнрт=0

где Мн, Мр, Мт соответственно моменты на валах насосного, реакторного и турбинного колес.

При работе ГТ масло захватывается лопатками вращающегося насосного колеса, отбрасывается центробежной силой к наружной поверхности, попадает на лопатки турьинного колеса. Благодаря напору это колесо приводится во вращение вместе с ведомым валом. Затем масло поступает на лопатки неподвижно закрепленного колеса- реактора. Лопатки последнего изменяют направление проходяшего через него потока жидкости. На лопатках реактора

в озникает усилие, вызывающее появление реактивного момента.

Таким образом, наличие реактора дает возможность получать на валу турбинного колеса крутящий момент, отличающийся от момента, передаваемого двигателем.

Чем медленнее вращается турбинное колесо по сравнению с насосным (например, при увеличении нагрузки на турбинном колесе), тем значительнее лопатки реактора изменяют напрвление проходящего через него потока жидкости и тем больше дополнительный момент передается от реактора турбинному колесу, вследствии чего увеличивается крутящий момент на его валу.

Гидротрансформатор характеризуется:

-

Одноступенчатый гидротрансформатор

i = nT/nK

коэффициентом трансформации, представляющий отношение момента Мт, получаемого на ведомом валу, к моменту Мк на ведущем валу (К=Мт/Мк)

- передаточным отношением, т.е. отношение оборотов на ведомом валу nт к числу оборотов на ведущем валу nк, т.е i = nт/nк

-коэффициентом полезного действия (отношение мощности на ведомов валу Nт к мощности на ведущем валу Nк, т.е. η = Nт/Nк = Мтnт /Мкnк = Ki

К

Комплексный гидротрансформатор

.п.д. одноступенчатого ГТ имеет приемлимое значение (0,85-0,92) только в небольшом диапазоне режима работы. Для увеличения этого диапазона применяют комплексные ГТ, особенностью которого является то, что реактор установлен на муфте холостого хода. При nт < nк поток жидкости из турбинного колеса ударяется в лопатки реактора с тыльной стороны и этим заклинивает его неподвижно. Вся система работает как ГТ.

При nт > nк жидкость ударяет в лицевую поверхность реактора, муфта свободного хода расклинивается, реактор начинает вращаться вместе с насосным колесом. Система работает как гидромуфта

Как видно из характеристик к.п.д. комплексного ГТ значительно благоприятнее, чем у одноступенчатого.

Г идромеханическая коробка передач.

Для расширения диапазона передаточных чисел силовой передачи автомобиля гидротрансформатор устаналивают в сочетании с механической коробкой передач – гидромеханическая трансмиссия .

Преимущества гидромеханической трансмисссии:

-уменьшение динамических нагрузок, что повышает срок службы деталей силовой установки,

-улучшает плавность движения и ускоряет разгон и проходимость автомобиля,

-обеспечивает автоматизацию переключения передач

-создает лучшие условия для труда водителя.

Д ля бесступенчатого переключения передач в таких коробках используются многодисковые муфты (фрикционы), работающие в масле, а иногда – для включения низшей передачи и заднего хода – зубчатая муфта.

Основными элементами электронной системы управления являются электронный блок и рычаг управления.

Положения рычага управления:

P-остановка

R-движение назад

N-нейтральное положение

D-движение вперёд

L-небольшая скорость