Автомобильный словарь
а
Автомобиль (гр.autos сам – лат. mobilis подвижной) самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам - состоит из двигателя, шасси и кузова.
Автоколебания – самовозбуждающиеся колебания физической системы, в которуюэнергия поступает от неколебательного источника.
Автолы – автомобильные масла, используемые для двигателей с искровым зажиганием.
Акселератор (лат. accelerare ускорять) – рычаг управления подачей топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения скорости движения автомобиля.
Акселерометр – прибор для измерения линейных ускорений автомобиля.
Амортизатор (фр. amortir ослаблять) – гаситель колебаний, возникающих при движении транспортных средств.
Антидетонатор – препарат, при добавлении которого повышаются детонационные свойства топлива.
Антифриз ( англ. freeze замерзать) – жидкость, не замерзающая при отрицательных температурах. Применяется в системах охлаждения и отопления.
Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости.
Аутригер (англ. outrigger ) – дополнительная опора, увеличивающая устойчивость передвижного устройства против опрокидывания.
Аэрометр – прибор для измерения плотности газов.
Антиблокировочные системы – обеспечение оптимальной тормозной эффективности (минимальный тормозной путь) при сохранении устойчивости и управляемости автомобиля.
Аккумуляторная батарея – служит для питания током приборов электрооборудования на малых оборотах и при неработающем двигателе.
б
Баббиты – (по имени амер. изобретателя И.Баббита) металлические сплавы на свинцовой или оловянной основе, обладающие низким коэффициентом трения.
Багги – одно- или двухместный легковой автомобиль со съемным открытым кузовом, предназначенный для соревнований на пересеченной местности.
Байк – двухколесное транспортное средство (обычно мотоцикл).
Балансировка – уравновешивание механизмов
Баллон (фр. ballon полый шар) – газонепроницаемая оболочка из резины, ткани, металла и т.д.
Бампер (англ. bumper) – устройство для смягчения ударов.
Бензин – топливо для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания.
Берлинетта – см. купе.
Бицикл – двухколесное транспортное средство (обычно велосипед).
Блокиратор – устройство для закрепления колес, препятствующее движению автомобиля.
Брекер – подушечный слой покрышки между протектором и каркасом.
Брогам – комбинированный пассажирский салон с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.
Буфер (англ. buffer смягчать) – выступающее ограждение в передней и задней частях автомобиля, воспринимающее и смягчающее удары о препятствие.
Блок цилиндров – отливка цилиндров с нижней частью картера.
в
Вариатор (лат. variare менять) – бесступенчатая механическая передача.
Вакуумный регулятор – изменяет угол опережения зажигания, поворачивая площадку на которой укреплены контакты прерывателя по направлению вращения кулачка (опережение меньше) или против вращения (опережение больше).
Вентиль (нем. ventil клапан) – приспособление в камере пневматической шины, допускающее накачивание воздуха в камеру и препятствующее его выходу обратно.
Вентиляция картера – необходима для поддержания в картере двигателя нормального давления и удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров. Осуществляется принудительно за счет отсасывания газов из картера двигателя через вытяжной шланг, соединенный с воздушным фильтром.
Вискозиметр – прибор для измерения вязкости жидкости.
Воздушный фильтр – служит для очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор.
Возгонка – непосредственный переход вещества из твердого в газообразное состояние.
Всережимный регулятор – служит для автоматического поддержания постоянной угловой скорости коленчатого вала двигателя соответственно положению педали подачи топлива при различной нагрузке.
Вуатюретка – кузов старинного легкового, двигатель которого располагается под одним из сидений
Вулканизатор (лат. vulcanus древнеримский бог огня Вулкан) – процесс превращения каучука в резину.
г
Габарит (фр. gabarit ) – предельныхе размеры внешних очертаний объекта.
Газораспределительный механизм – служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска отработанных газов. Состоит из привода, распределительного вала, коромысел, клапанов с направляющими втулками и седлами, пружин клапанов с деталями их крепления и регулировочных устройств.
Галопирование (фр. galop) – угловые колебания кузова в продольной плоскости автомобиля.
Генератор (лат. generator производитель) – служит для питания всех потребителей электрической энергии и для зарядки аккумуляторной батареи при среднем и больших числах оборотов коленчатого вала двигателя.
Гидромуфта – основано на использовании кинетической энергии жидкости.
Гидротрансформатор – гидродинамический преобразователь крутящего момента, в котором используется кинетическая энергия жидкости, циркулирующей в замкнутом контуре.
Головка блока цилиндров – предназначена для размещения камеры сгорания и деталей газораспределительного механизма.
Горючая смесь – смесь паров бензина с воздухом. Нормальная горючая смесь состоит из 1 кг бензина и 15 кг воздуха, обедненная - на 1кг бензина 15-17 кг воздуха, бедная -– свыше 17 кг, обогащенная – 13-15 кг, богатая – менее 13 кг воздуха.
Главная дозирующая система – препятствует обогащению и способствует приготовлению постоянного состава обедненной экономичной горючей смеси.
Главная передача – служит для изменения крутящего момента по величине и направлению движения.
Глушитель – служит для уменьшения шума при выходе отработавших газов в атмосферу.
Граунд-эффект – улучшение аэродинамики гоночного автомобиля с помощью определенной формы его днища, создающего дополнительное усилие, прижимающее автомобиль к поверхности дороги.
Гроссраумфарцойг – бескапотный кузов.
д
Двигатель – предназначен для преобразования тепловой энергии, полученной в результате сгорания рабочей смеси, в механическую. Состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: охлаждения, смазки, питания, пуска и зажигания.
Движитель-механизм, осуществляющий взаимодействие автомобиля с дорогой.
Дворник – устройство для механической очистки стекла автомобиля.
Демультипликатор (лат. multiplicator умножающий) - дополнительная коробка, включенная последовательно с основной. Увеличивает общее передаточное число трансмиссии на всех передачах основной коробки передач без ее изменения.
Деселерометр (лат. celerare ускорять) – прибор для записи процесса замедления транспортного средства.
Детонация (лат. detonare прогреметь)– очень быстрое сгорание рабочей смеси в камере сгорания. Сопровождается звонким стуком, значительным повышением давления газов, ускоренным износом деталей и обгоранием клапанов.
Дефростер (англ.defroster ) – устройство обдува стекла, служит для устранения запотевания или замерзания стекол.
Джиггер – миниавтомобиль высокой проходимости с шестью или восемью ведущими пневмокатками низкого давления способный плавать.
Джип – небольшой автомобиль повышенной проходимости.
Динамический паспорт – совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.
Динамический радиус колеса – расстояние от поверхности дороги до оси катящегося колеса.
Динамический фактор – отношение разности силы тяги и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля.
Дифференциал (лат. differentia разность)– служит для перераспределения крутящего момента между полуосями.
Диффузор (лат. diffusio распространение) – элемент карбюратора, служит для увеличения скорости движения воздуха через карбюратор и увеличения разрежения у распылителя.
Домкрат (гол. dommekracht ) – переносной механизм для подъема и удержания объекта на небольшой высоте.
Драгстер – гоночный автомобиль специальной конструкции, предназначенный для установления рекордов скорости при разгоне с места.
Дроссельная заслонка (нем. Drossel ) – элемент карбюратора, регулирует количество рабочей смеси, подаваемой в цилиндры.
ж
Жалюзи (фр. Jalousie) – многостворчатые подвижные шторы для регулирования воздушного потока.
Жардинера - универсал
Жиклер (фр.gicleur) – калиброванное отверстие в детали, дозирующее расход жидкости или газа.
Жиробус – безрельсовое транспортное средство, движущееся за счет кинетической энергии, накопленной вращающимся тяжелым маховиком.
з
Золотник – деталь цилиндрической формы с проточкой для выполнения функций распределения или регулирования потока жидкости.
и
Изотропия (гр. tropos свойство) – независимость свойств физических объектов от направления.
Индикаторная мощность – мощность, развиваемая расширяющимися газами при сгорании топлива в цилиндрах двигателя.
Инжектор (фр. injecteur вбрасыватель) – устройство для нагнетания жидкости в резервуары.
Итерация (лат. iteratio повторение)– повторение какого-либо процесса с внесением уточняющих изменений
к
Кабриолет (фр. cabriolet) – представляет собой кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши. Кузов имеет жесткий или мягкий убирающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах.
Кабриолет-хардтоп – пассажирский кузов легкового автомобиля со съемной жесткой крышей.
Кавитация (лат. cavitas полость) – образование и захлопывание пузырьков газа или пара в жидкость, вызванное резким локальным изменением давления.
Калорифер (фр. calorifere тепло)– оребренный теплообменник для нагревания или охлаждения воздуха в помещении.
Капуцин – легковой автомобиль соригинальным кузовом, напоминающем монашеский капюшон.
Карбюратор (фр. сarburateur) – прибор для дозирования топлива и приготовления горючей смеси, соответствующей различным режимам работы двигателя.
Карданная передача (по имени ит. математика Кардано, 1501-1576) – осуществляет передачу крутящего момента между подвижными относительно друг друга узлами.
Картер (англ. carter) – неподвижная часть механизма для опоры подвижных деталей и защиты их от повреждений и загрязнений.
Картинг (англ. carting) – площадка для гонок на картингах.
Кастенваген – см. фургон.
Катафот – световозвращатель
Катушка зажигания – служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от батареи или генератора) в ток высокого напряжения. Состоит из сердечника, на который наматываются вторичная и первичная обмотки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом.
Квадруплет – четырехколесный четырехместный веломобиль
Кик-даун – устройство, обеспечивающее принудительное включение понижающей передачи при положении полностью выжатой педали подачи топлива.
Клиренс – (англ. clearance) дорожный просвет – расстояние между нижней точкой агрегатов автомашины и дорогой.
Кокпит – открытая кабина гоночного автомобиля
Конденсатор (лат. condensare) – служит для предохранения контактов прерывателя от подгорания и для увеличения напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.
Коромысла – детали привода клапанов.
Коленчатый вал – служит для создания крутящего момента двигателя.
Комби (хэтчбек) – занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал.
Коммутатор (лат. commutare менять) – преобразует управляющие импульсы датчика и импульса тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Компрессия (лат. compressio сжатие) – процесс сжатия газа.
Компрессионные кольца – расположены на поршне и предназначены для уменьшения утечки газов из камеры сгорания.
Колесная формула – формула из двух цифр: первая цифра представляет собой общее число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес (4 2, 4 4).
Колесо – осуществляет связь автомобиля с дорогой. Колесо в сборе состоит из шины, обода, диска и ступицы.
Корд (фр. corde веревка) – крученая прочная нить, используемая при изготовлении покрышек автомобильных шин.
Коробка передач – служит для изменения крутящего момента, отсоединения двигателя от трансмиссии и изменения направления движения автомобиля (задний ход).
Коэффициент избытка воздуха – отношение действительного количества воздуха, участвующего в процессе сгорания, к количеству воздуха теоретически необходимому для полного сгорания топлива.
Крейцкопф (нем. Kreuzer ) – ползун. Деталь кривошипно-шатунного механизма, жестко связанная со штоком и шарнирно с шатуном.
Кривошип – вращающееся звено шарнирного или рычажного механизма с коренной и шатунной шейками.
Кривошипно-шатунный механизм – служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из блока цилиндров, поршней с пальцами и кольцами, шатуна, коленчатого вала с подшипниками, маховика, катера и поддона картера.
Кузов – предназначен для размещения водителя, пассажиров и багажа.
Кумулобус -
Купе (фр. coupe)– закрытый кузов, укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений.
Кювет (фр. cuvette чан, таз)– придорожная канава.
л
Ландо (фр. landau)– комбинированный пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся над задними рядами сидений частью крыши.
Лигроин – топливо для двигателей, состоящее из смеси углеводородов, выделенных из нефти, и имеющее температуру кипения 10-240 С.
Лимузин (фр. limousine )– закрытый кузов, удлиненная база, четыре боковые двери, два ряда (три) сидений, застекленная перегородка за первым рядом.
Литраж – рабочий объем всех цилиндров двигателя.
Литровая мощность – наибольшая эффективная мощность, получаемая с одного литра рабочего объема (литража) цилиндров двигателя.
Лонжерон (фр. longeron) – продольный несущий элемент конструкции автомобиля.
Люксметр – прибор для измерения освещенности
м
Магнето (англ. magneto ) – магнитоэлектрическая машина переменного тока, генерирующая импульсы высокого напряжения в системе зажигания двигателя внутреннего сгорания.
Маслосъемные кольца – расположены на поршне и предназначены для снятия излишек масла со стенки цилиндра.
Маховик – предназначен для равномерного вращения коленчатого вала и вывода поршней из мертвых точек, облегчения пуска двигателя и плавного трогания автомобиля с места.
Механизмы управления – включают рулевое управление и тормозную систему.
Мини-век – см. бескапотный кузов
Молдинг – декоративная накладка
Мосты – служат для поддержания рамы и кузова и передачи от них на колеса вертикальной нагрузки, а также для передачи от колес на раму толкающих, тормозных и боковых усилий. Подразделяются на ведущие, управляемые, комбинированные и поддерживающие.
н
Наддув – подача воздуха или горючей смеси в цилиндр под давлением
Номинал – (лат. nominalus именной) величина, указанная в паспорте на деталь.
Ниппель ( англ. nipple )– устройство, обеспечивающее уплотнение при соединении труб, радиаторов и т.п.
Ночбек – см. седан
о
Объем камеры сгорания – объем цилиндра над верхней мертвой точкой положения цилиндра.
Одометр – прибор для определения пройденного пути
Октан-корректор – устройство, позволяющее устанавливать прерывватель-распределитель в различные положения, изменяя угол опережения зажигания.
Октановое число – условный показатель антидетанационных свойств бензина, определяемый сравнением топлива со смесью изооктана (октановое число равно 100) и гептана (октановое число равно 0). Выражается процентом изооктана в смеси, эквивалентной по антидетонационным свойствам топлива.
п
Пандус (фр. pevte douce пологий склон) – наклонная поверхность для въезда транспортных средств.
Патрубок – короткая труба.
Пейс-кар – автомобиль, двигающийся перед основной группы гонщиков на случай приостановки гонок.
Пикап (англ. pickup подбирать) – небольшой автомобиль для перевозки грузов и пассажиров с кузовом, установленным на шасси стандартного легкового автомобиля и имеющим вход сзади.
Пикнометр – прибор для определения относительной плотности жидкости.
Пиплкаррьер – см. бескапотный кузов.
Плавность хода – способность двигаться с заданными эксплуатационными скоростями, не оказывая вредного влияния на физиологическое состояние водителя и обеспечивая сохранность грузов и нормальную работу механизмов автомобиля.
Плунжер (англ. plunger) – поршень в виде сплошного цилиндрического тела с поверхностью, пришлифованной к стенкам цилидра.
Подвеска – осуществляет упругую связь рамы или кузова автомобиля с мостами или непосредственно с колесами, смягчая толчки и удары, возникающие при движении. Состоят из трех устройств: упругого, направляющего и гасящего.
Поддон – емкость, которая крепится к нижней части картера двигателя и служит для сбора масла.
Поршневой палец – служит для шарнирного соединения поршня с шатуном.
Полный объем цилиндра – сумма рабочего объема и камеры сгорания.
Полуоси – служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.
Поршень – служит для восприятия давления газов в цилиндре и передачи его посредством шатуна коленчатому валу.
Протектор (лат. protector) – обеспечивает сцепление шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждения.
Проходимость – эксплуатационное свойство, определяющее движение автомобиля в условиях бездорожья и преодоление различных препятствий.
Психрометр – прибор для измерения влажности воздуха, состоящий из сухого и смоченного термометров.
Пульверизатор (лат. pulvis пыль, порошок) – устройство для распыления и разбрызгивания жидкости
р
Рабочая смесь – смесь горючей смеси с остаточными отработавшими газами.
Рабочий цикл – совокупность процессов, периодически повторяющихся в определенной последовательности в цилиндре: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.
Рабочий объем - объем цилиндра между верхней и нижней мертвыми точками положения поршня.
Радиатор (лат. radiare испускать лучи) – теплообменник для снижения температуры охлаждающей жидкости или смазочного масла.
Радиус качения колеса – радиус условного недеформирующегося катящегося без скольжения колеса, которое имеет с данным эластичным колесом одинаковую угловую и линейную скорости.
Развал колес – наклон плоскости вращения колес наружу от вертикали.
Раздаточная коробка – предназначена для распределения крутящего момента между несколькими ведущими мостами.
Распределительный вал – вал с расположенными на нем кулачками для привода клапанов и эксцентриком привода бензонасоса.
Реверс (лат. reversus обратный) – движение в обратном направлении.
Регулятор – ограничивает максимальное число оборотов вала двигателя или обеспечивает минимальные устойчивые обороты при холостом ходе.
Резонатор (лат. resonare давать отзвук) – система, в которой может быть возбужден резонанс.
Реле-регулятор – поддерживает постоянным напряжение генератора и предохраняет его от перегрузки. Состоит: регулятор напряжения, реле защиты, транзистор, диодов и сопротивлений.
Рекуперация (лат. recuperatio возвращение) – обратное получение расходуемых веществ или энергии
Релаксация (лат. relaxatio уменьшение напряжения) – процесс постепенного возращения в состояние равновесия какой-либо системы, выведенной из такого состояния.
Реометр – прибор для измерения расхода газа.
Рессора (фр. ressort) – упругий элемент подвески транспортной машины, соединяющий ее с осями колес и смягчающий удары от неровностей дороги.
Рефрижератор (фр. refrigerateur охлаждать) – транспортное средство с собственной холодильной установкой.
Родстер – открытый кузов, укороченная база, две боковые двери.
Роспуск – прицеп для перевозки длинномерных грузов.
Рулевое управление – состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм – служит для передачи и увеличения усилия, приложенного водителем к рулевому колесу, на рулевой привод. Состоит из рулевого вала с рулевым колесом и колонкой, картера, глобоидального червяка с подшипниками и двойного ролика, установленного на оси головки вала рулевой сошки.
Рулевой привод – передает усилие от рулевой сошки к передним управляемым колесам. Состоит из рулевой сошки, рулевой тяги, маятникового рычага, боковых тяг и рычагов поворотных стоек цапф передних колес.
Рулевая трапеция – обеспечивает необходимое соотношение между углами поворота управляемых колес.
с
Сайлентблок – резинометаллический элемент
Сателлит (лат. satelles спутник) – зубчатое колесо планетарного механизма, имеющая подвижную ось вращения
Свеча зажигания – служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах разрядом между электродами.
Седан (от назв. фр. г. Седан)– закрытый кузов, нормальная база, четыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений.
Сервомеханизм –
Сервомотор – электродвигатель, приводящий в движение регулятор или переключатель.
Сила тяги – отношение момента на полуосях к радиусу ведущих колес при равномерном движении автомобиля.
Силовой агрегат – двигатель, сцепление и коробка передач, объединенные в единую конструкцию.
Сильфон (англ. sylphon ) – тонкостенная гофрированная трубка
Синхронизатор – выравнивает угловые скорости соединяемых зубьев шестерен коробки передач до их введения в зацепление, что исключает возникновение удара между зубьями при включении.
Система зажигания – обеспечивает воспламенение рабочей смеси. Состоит: источник питания, катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, провода низкого и высокого напряжения.
Система охлаждения – предназначена для поддержания определенного теплового режима в двигателе. Состоит из рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров, радиатора, расширительного бачка, водяного насоса, вентилятора, термостата, жалюзи, соединительных патрубков и шлангов, спускных краников, датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости.
Система питания – служит для приготовления горючей смеси нужного состава и отвода продуктов сгорания. Состоит: топливный бак, топливный насос, карбюратор, воздушный фильтр, впускной и выпускной трубопроводы, глушитель, топливопроводы, указатель количества топлива в баке, сигнальная лампочка.
Система пуска карбюратора – служит для обогащения горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.
Система смазки – предназначена для подвода к трущимся деталям достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения между сопряженными деталями, охлаждения их поверхностей и удаления продуктов износа. Состоит из маслоналивной горловины, поддона картера, масляного насоса, фильтра, системы каналов, маслоизмерительного стержня, устройство вентиляции картера и датчика давления масла.
Система холостого хода – работает на малых оборотах холостого хода, когда дроссельная заслонка прикрыта, разряжение в смесительной камере незначительно, и главная дозирующая система не работает.
Солидол – кальциевая смазка
Сошка – рычаг на валу рулевого механизма.
Скоростная характеристика двигателя – зависимость основных параметров, характеризующих работу двигателя (мощность, крутящий момент, удельный расход топлива) от числа оборотов коленчатого вала при полной подаче топлива.
Спайдер – см. родстер
Спидометр (англ. speed скорость + метр) – прибор, указывающий скорость движения автомобиля.
Спидстер – гоночный спортивный автомобиль
Спойлер – деталь на кузове для снижения аэродинамического сопротивления
Спредер – борторасширитель
Спейс-вагон –бескапотный кузов
Стабилизация управляемых колес – свойство сохранять нейтральное положение (занимаемое ими при прямолинейном движении) и автоматически в него возвращаться.
Стартер (англ. starter) – служит для пуска двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным включением обмотки возбуждения.
Статический радиус колеса – расстояние от поверхности дороги до оси неподвижного колеса, воспринимающего вертикальную нагрузку.
Стейшн-вагон – универсал
Стирлинга двигатель – двигатель внешнего сгорания, в котором рабочее тело (гелий или водород) постоянно находится в замкнутом пространстве и изменяет свой объем при нагревании и охлаждении.
Стрингер (англ. stringer привязывать, скреплять)– элемент каркаса крыши, придающий корпусу прочность и жесткость.
Стробоскоп (гр. strobos кружение) – оптический прибор для определения периодов различных периодических движений, измерения амплитуды и длительности импульсов.
Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему сгорания.
Суппорт (англ. и фр. support поддерживать) – часть конструкции для закрепления и размещения узлов и механизмов.
Схождение колес – разность расстояний между крайними передними и задними точками колес на уровне их центров.
Сцепление – служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и предохранения двигателя от внешних нагрузок. Различают механическое, гидравлическое, электромагнитное порошковое сцепление.
т
Тавот – кальциевая смазка.
Такт – процесс, происходящий за один ход поршня.
Тарга – комбинированный пассажирский кузов легкового автомобиля со съемной средней частью крыши
Тахометр (гр. tachos скорость +метр) – прибор для измерения частоты вращения какого-либо тела, например, вала.
Тахогенератор – прибор для измерения скорости автомобиля.
Термостат – клапан для автоматического регулирования температуры в системе охлаждения.
Тормоза – служат для снижения скорости движения, остановки, удержания автомобиля в неподвижном состоянии. Различают тормозной привод и тормозной механизм. В тормозную систему входят: педаль ножного тормоза, включатель стоп-сигнала, главный цилиндр, питательный бачок с тормозной жидкостью, гидровакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, регулятор давления, рычаг привода стояночного тормоза, уравнитель, тросы, разжимные рычаги или тормозной цилиндр.
Торсион (фр.torsion скручивание)–подвеска транспортной машины, у которой упругим элементом (выполняющим роль рессоры) является скручиваемый стальной стержень.
Тосол – охлаждающая жидкость, которая при низких температурах превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающей повреждения радиатора и блока цилиндров.
Трансмиссия (лат. transmissio передача) – совокупность узлов и агрегатов между двигателем и ходовым оборудованием для передачи и преобразования крутящего момента (сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, полуоси).
Трейлер – прицеп-тяжеловоз
Тюнинг (англ.) – доработка серийного автомобиля.
Тяговая характеристика автомобиля – график зависимости силы тяги от скорости автомобиля.
у
Универсал - грузо-пассажирский закрытый кузов, сложив задний ряд сидений, можно увеличить помещение для кузова.
Управляемость – возможность изменять в соответствии с желанием водителя направление и траекторию движения.
Ускорительный насос – служит для временного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, что улучшает приемистость автомобиля.
Устойчивость – способность сохранять заданное направление и противостоять воздействию внешних возмущающих сил, стремящихся изменить это направление (курсовая устойчивость), а также способность автомобиля не опрокидываться (устойчивость против опрокидывания) или скользить, сохранять параметры движения после прекращения возмущающего воздействия.
ф
Фазы газораспределения – моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.
Фара (фр. phare по назв, о-ва Фарос (Египет), знаменитого в древности своим маяком) – электрический фонарь для освещения пути или места работы.
Фартук – гибкий щиток, предохраняющий от брызг из под колес
Фастбек – двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.
Фаэтон (гр. fhaethon снять)– полностью открывающийся кузов, удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы.
Форсунка (англ. force-pump нагнетательный насос) – обеспечивает распыление топлива, впрыскиваемого в цилиндр под определенным давлением.
Фривэй – автомагистраль
Фура – большегрузый автопоезд
Фургон (фр. fourgon ) – закрытый кузов грузового автомобиля или прицепа.
Фэмилиэл - универсал
х
Хайвэй – автомагитраль
Хардтоп-купе – кузов купе легкового автомобиля без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах
Хэтчбек – грузо-рассажирский закрытый кузов, занимает промежуточное положение между универсалом и седаном, две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке.
Ход поршня – расстояние между верней и нижней мертвыми точками.
Ходовая часть – передняя и задняя подвески, связывают колеса с кузовом, обеспечивают восприятие всех действующих сил между колесами и кузовом и снижают динамические нагрузки, передаваемые от колес кузову при движении автомобиля.
ц
Цетановое число – представляет собой процентное содержание цетана в его смеси с -метилнафталином. Эта смесь должна быть равноценна испытуемому топливу по задержке самовоспламенения, определенной на специальном стандартном двигателе ИТ9-3.
ч
ш
Шасси (фр. chassis ) – состоит из силовой передачи (трансмиссии), ходовой части (тележки), устройств для управления.
Шатун – служит для передачи усилия от возвратно-поступательно движущегося поршня к вращающемуся коленчатому валу.
Шина (нем. Schiene) – обруч, надеваемый на обод колеса с целью уменьшения износа или смягчения толчков.
Шкворень – ось поворотного устройства
Штуцер (нем. stutzen ) – устройство для разъемного соединения труб небольшого диаметра.
э
Экономайзер (англ. economizer) - приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси, обеспечивающее повышение экономичности двигателя.
Эконостат – предназначен для обогащения горючей смеси во время работы двигателя с полной нагрузкой при среднем и большом числе оборотов.
Эксплуатационные свойства автомобиля – топливная экономичность, курсовая устойчивость, управляемость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, технологичность, себестоимость, эргономичность, конкурентоспособность, ремонтопригодность, сервисное обеспечение.
Эксцентрик (фр. excentrique ) – вращающаяся часть машины или механизма в форме диска, ось которой не совпадает с центром диска.
Эргономика ( гр. ergon работа nomos закон) – наука, изучающая человеко-машинные системы
Эффективная мощность – мощность на выходном валу коленчатого вала.
ю
Юз – скольжение по дороге невращающихся колес
Юстировка (нем. justieren точно выверять)– проверка и наладка приборов
я
- Содержание
- Автомобиль
- Система индексации автомобилей
- Мощность – величина, численно равная работе, совершенной за единицу времени.
- Основные узлы и механизмы
- Компоновочные схемы
- Двигатель
- Кривошипно-шатунный механизм
- Такты двс
- Фазы газораспределения
- Т ермодинамика двс
- Термодинамические процессы
- Цикл Карно
- Показатели цикла
- Индикаторные диаграммы двс
- Система питания
- Карбюратор
- Система охлаждения
- Система смазки
- Шестеренчатый насос
- Система зажигания
- Генератор
- Стартер
- Привод стартера «Бендикс»
- Обгонная муфта
- Двухтактный двигатель
- Сцепление
- Г идромуфта
- Коробка передач
- Гидротрансформатор
- Карданная передача
- Дифференциал
- П а олуоси
- Тормоза
- Рулевое управление
- Схемы сил, действующих на колесо:
- У становка колес
- В зависимости от силовой схемы автомобиля основным несущим элементом может быть рама или кузов.
- Топливо
- Э лектрооборудование
- А ккумулятор
- Силы при разгоне
- Устойчивость автомобиля
- Проходимость автомобиля
- П лавность хода
- Технические показатели автомобильных дорог
- Тяговый расчет автомобиля
- 1. Выбор основных параметров автомобиля
- 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
- 3. Максимальная скорость равномерного движения автомобиля
- 4. Передаточное отношение главной передачи
- 5. Передаточное отношение на первой передаче
- 6. Выбор передаточных чисел коробки передач
- 7. Тяговая характеристика автомобиля
- Приёмистость автомобиля
- Сравнительный анализ и выбор предпочтительного варианта легкового автомобиля Введение
- 1. Описание характерных особенностей автомобиля
- 2. Построение структурной схемы исследуемого автомобиля
- 3. Построение Функциональной схемы автомобиля
- 4. Обоснование и выбор критериев сравнения.
- Требования к критериям сравнения
- 4.1. Дерево критериев оценки
- Характеристика объектов сравнения
- 6. Определение для каждого обьекта сравнения комплексной оценки качества с использованием экспертных методов
- 6.1. Граф связанности критериев.
- 6.2. Определение соотношений эквивалентности
- 6.3. Определение значений комплексного критерия оценки и относительной комплексной оценки качества
- Выделение множества эффективных вариантов сравниваемых объектов
- Выбор предпочтительного варианта объекта, соответствующего конкретным условиям выбора
- Автомобильные задачи
- Международная система единиц
- Автомобильный словарь
- Дополняйте и уточняйте! Знаете ли вы автомобиль
- Технические характеристики автомобилей
- Характеристики автомобильных двигателей
- Литература