logo
ПРОСТО АВТОМОБИЛЬ 2008ВЫПУСК2

Автомобильный словарь

а

Автомобиль (гр.autos сам – лат. mobilis подвижной) самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам - состоит из двигателя, шасси и кузова.

Автоколебания – самовозбуждающиеся колебания физической системы, в которуюэнергия поступает от неколебательного источника.

Автолы – автомобильные масла, используемые для двигателей с искровым зажиганием.

Акселератор (лат. accelerare ускорять) – рычаг управления подачей топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения скорости движения автомобиля.

Акселерометр – прибор для измерения линейных ускорений автомобиля.

Амортизатор (фр. amortir ослаблять) – гаситель колебаний, возникающих при движении транспортных средств.

Антидетонатор – препарат, при добавлении которого повышаются детонационные свойства топлива.

Антифриз ( англ. freeze замерзать) – жидкость, не замерзающая при отрицательных температурах. Применяется в системах охлаждения и отопления.

Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости.

Аутригер (англ. outrigger ) – дополнительная опора, увеличивающая устойчивость передвижного устройства против опрокидывания.

Аэрометр – прибор для измерения плотности газов.

Антиблокировочные системы – обеспечение оптимальной тормозной эффективности (минимальный тормозной путь) при сохранении устойчивости и управляемости автомобиля.

Аккумуляторная батарея – служит для питания током приборов электрооборудования на малых оборотах и при неработающем двигателе.

б

Баббиты – (по имени амер. изобретателя И.Баббита) металлические сплавы на свинцовой или оловянной основе, обладающие низким коэффициентом трения.

Багги – одно- или двухместный легковой автомобиль со съемным открытым кузовом, предназначенный для соревнований на пересеченной местности.

Байк – двухколесное транспортное средство (обычно мотоцикл).

Балансировка – уравновешивание механизмов

Баллон (фр. ballon полый шар) – газонепроницаемая оболочка из резины, ткани, металла и т.д.

Бампер (англ. bumper) – устройство для смягчения ударов.

Бензин – топливо для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания.

Берлинетта – см. купе.

Бицикл – двухколесное транспортное средство (обычно велосипед).

Блокиратор – устройство для закрепления колес, препятствующее движению автомобиля.

Брекер – подушечный слой покрышки между протектором и каркасом.

Брогам – комбинированный пассажирский салон с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.

Буфер (англ. buffer смягчать) – выступающее ограждение в передней и задней частях автомобиля, воспринимающее и смягчающее удары о препятствие.

Блок цилиндров – отливка цилиндров с нижней частью картера.

в

Вариатор (лат. variare менять) – бесступенчатая механическая передача.

Вакуумный регулятор – изменяет угол опережения зажигания, поворачивая площадку на которой укреплены контакты прерывателя по направлению вращения кулачка (опережение меньше) или против вращения (опережение больше).

Вентиль (нем. ventil клапан) – приспособление в камере пневматической шины, допускающее накачивание воздуха в камеру и препятствующее его выходу обратно.

Вентиляция картера – необходима для поддержания в картере двигателя нормального давления и удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров. Осуществляется принудительно за счет отсасывания газов из картера двигателя через вытяжной шланг, соединенный с воздушным фильтром.

Вискозиметр – прибор для измерения вязкости жидкости.

Воздушный фильтр – служит для очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор.

Возгонка – непосредственный переход вещества из твердого в газообразное состояние.

Всережимный регулятор – служит для автоматического поддержания постоянной угловой скорости коленчатого вала двигателя соответственно положению педали подачи топлива при различной нагрузке.

Вуатюретка – кузов старинного легкового, двигатель которого располагается под одним из сидений

Вулканизатор (лат. vulcanus древнеримский бог огня Вулкан) – процесс превращения каучука в резину.

г

Габарит (фр. gabarit ) – предельныхе размеры внешних очертаний объекта.

Газораспределительный механизм – служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска отработанных газов. Состоит из привода, распределительного вала, коромысел, клапанов с направляющими втулками и седлами, пружин клапанов с деталями их крепления и регулировочных устройств.

Галопирование (фр. galop) – угловые колебания кузова в продольной плоскости автомобиля.

Генератор (лат. generator производитель) – служит для питания всех потребителей электрической энергии и для зарядки аккумуляторной батареи при среднем и больших числах оборотов коленчатого вала двигателя.

Гидромуфта – основано на использовании кинетической энергии жидкости.

Гидротрансформатор – гидродинамический преобразователь крутящего момента, в котором используется кинетическая энергия жидкости, циркулирующей в замкнутом контуре.

Головка блока цилиндров – предназначена для размещения камеры сгорания и деталей газораспределительного механизма.

Горючая смесь – смесь паров бензина с воздухом. Нормальная горючая смесь состоит из 1 кг бензина и 15 кг воздуха, обедненная - на 1кг бензина 15-17 кг воздуха, бедная -– свыше 17 кг, обогащенная – 13-15 кг, богатая – менее 13 кг воздуха.

Главная дозирующая система – препятствует обогащению и способствует приготовлению постоянного состава обедненной экономичной горючей смеси.

Главная передача – служит для изменения крутящего момента по величине и направлению движения.

Глушитель – служит для уменьшения шума при выходе отработавших газов в атмосферу.

Граунд-эффект – улучшение аэродинамики гоночного автомобиля с помощью определенной формы его днища, создающего дополнительное усилие, прижимающее автомобиль к поверхности дороги.

Гроссраумфарцойг – бескапотный кузов.

д

Двигатель – предназначен для преобразования тепловой энергии, полученной в результате сгорания рабочей смеси, в механическую. Состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: охлаждения, смазки, питания, пуска и зажигания.

Движитель-механизм, осуществляющий взаимодействие автомобиля с дорогой.

Дворник – устройство для механической очистки стекла автомобиля.

Демультипликатор (лат. multiplicator умножающий) - дополнительная коробка, включенная последовательно с основной. Увеличивает общее передаточное число трансмиссии на всех передачах основной коробки передач без ее изменения.

Деселерометр (лат. celerare ускорять) – прибор для записи процесса замедления транспортного средства.

Детонация (лат. detonare прогреметь)– очень быстрое сгорание рабочей смеси в камере сгорания. Сопровождается звонким стуком, значительным повышением давления газов, ускоренным износом деталей и обгоранием клапанов.

Дефростер (англ.defroster ) – устройство обдува стекла, служит для устранения запотевания или замерзания стекол.

Джиггер – миниавтомобиль высокой проходимости с шестью или восемью ведущими пневмокатками низкого давления способный плавать.

Джип – небольшой автомобиль повышенной проходимости.

Динамический паспорт – совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.

Динамический радиус колеса – расстояние от поверхности дороги до оси катящегося колеса.

Динамический фактор – отношение разности силы тяги и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля.

Дифференциал (лат. differentia разность)– служит для перераспределения крутящего момента между полуосями.

Диффузор (лат. diffusio распространение) – элемент карбюратора, служит для увеличения скорости движения воздуха через карбюратор и увеличения разрежения у распылителя.

Домкрат (гол. dommekracht ) – переносной механизм для подъема и удержания объекта на небольшой высоте.

Драгстер – гоночный автомобиль специальной конструкции, предназначенный для установления рекордов скорости при разгоне с места.

Дроссельная заслонка (нем. Drossel ) – элемент карбюратора, регулирует количество рабочей смеси, подаваемой в цилиндры.

ж

Жалюзи (фр. Jalousie) – многостворчатые подвижные шторы для регулирования воздушного потока.

Жардинера - универсал

Жиклер (фр.gicleur) – калиброванное отверстие в детали, дозирующее расход жидкости или газа.

Жиробус – безрельсовое транспортное средство, движущееся за счет кинетической энергии, накопленной вращающимся тяжелым маховиком.

з

Золотник – деталь цилиндрической формы с проточкой для выполнения функций распределения или регулирования потока жидкости.

и

Изотропия (гр. tropos свойство) – независимость свойств физических объектов от направления.

Индикаторная мощность – мощность, развиваемая расширяющимися газами при сгорании топлива в цилиндрах двигателя.

Инжектор (фр. injecteur вбрасыватель) – устройство для нагнетания жидкости в резервуары.

Итерация (лат. iteratio повторение)– повторение какого-либо процесса с внесением уточняющих изменений

к

Кабриолет (фр. cabriolet) – представляет собой кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши. Кузов имеет жесткий или мягкий убирающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах.

Кабриолет-хардтоп – пассажирский кузов легкового автомобиля со съемной жесткой крышей.

Кавитация (лат. cavitas полость) – образование и захлопывание пузырьков газа или пара в жидкость, вызванное резким локальным изменением давления.

Калорифер (фр. calorifere тепло)– оребренный теплообменник для нагревания или охлаждения воздуха в помещении.

Капуцин – легковой автомобиль соригинальным кузовом, напоминающем монашеский капюшон.

Карбюратор (фр. сarburateur) – прибор для дозирования топлива и приготовления горючей смеси, соответствующей различным режимам работы двигателя.

Карданная передача (по имени ит. математика Кардано, 1501-1576) – осуществляет передачу крутящего момента между подвижными относительно друг друга узлами.

Картер (англ. carter) – неподвижная часть механизма для опоры подвижных деталей и защиты их от повреждений и загрязнений.

Картинг (англ. carting) – площадка для гонок на картингах.

Кастенваген – см. фургон.

Катафот – световозвращатель

Катушка зажигания – служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от батареи или генератора) в ток высокого напряжения. Состоит из сердечника, на который наматываются вторичная и первичная обмотки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом.

Квадруплет – четырехколесный четырехместный веломобиль

Кик-даун – устройство, обеспечивающее принудительное включение понижающей передачи при положении полностью выжатой педали подачи топлива.

Клиренс – (англ. clearance) дорожный просвет – расстояние между нижней точкой агрегатов автомашины и дорогой.

Кокпит – открытая кабина гоночного автомобиля

Конденсатор (лат. condensare) – служит для предохранения контактов прерывателя от подгорания и для увеличения напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.

Коромысла – детали привода клапанов.

Коленчатый вал – служит для создания крутящего момента двигателя.

Комби (хэтчбек) – занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал.

Коммутатор (лат. commutare менять) – преобразует управляющие импульсы датчика и импульса тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Компрессия (лат. compressio сжатие) – процесс сжатия газа.

Компрессионные кольца – расположены на поршне и предназначены для уменьшения утечки газов из камеры сгорания.

Колесная формула – формула из двух цифр: первая цифра представляет собой общее число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес (4 2, 4 4).

Колесо – осуществляет связь автомобиля с дорогой. Колесо в сборе состоит из шины, обода, диска и ступицы.

Корд (фр. corde веревка) – крученая прочная нить, используемая при изготовлении покрышек автомобильных шин.

Коробка передач – служит для изменения крутящего момента, отсоединения двигателя от трансмиссии и изменения направления движения автомобиля (задний ход).

Коэффициент избытка воздуха – отношение действительного количества воздуха, участвующего в процессе сгорания, к количеству воздуха теоретически необходимому для полного сгорания топлива.

Крейцкопф (нем. Kreuzer ) – ползун. Деталь кривошипно-шатунного механизма, жестко связанная со штоком и шарнирно с шатуном.

Кривошип – вращающееся звено шарнирного или рычажного механизма с коренной и шатунной шейками.

Кривошипно-шатунный механизм – служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из блока цилиндров, поршней с пальцами и кольцами, шатуна, коленчатого вала с подшипниками, маховика, катера и поддона картера.

Кузов – предназначен для размещения водителя, пассажиров и багажа.

Кумулобус -

Купе (фр. coupe)– закрытый кузов, укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений.

Кювет (фр. cuvette чан, таз)– придорожная канава.

л

Ландо (фр. landau)– комбинированный пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся над задними рядами сидений частью крыши.

Лигроин – топливо для двигателей, состоящее из смеси углеводородов, выделенных из нефти, и имеющее температуру кипения 10-240 С.

Лимузин (фр. limousine )– закрытый кузов, удлиненная база, четыре боковые двери, два ряда (три) сидений, застекленная перегородка за первым рядом.

Литраж – рабочий объем всех цилиндров двигателя.

Литровая мощность – наибольшая эффективная мощность, получаемая с одного литра рабочего объема (литража) цилиндров двигателя.

Лонжерон (фр. longeron) – продольный несущий элемент конструкции автомобиля.

Люксметр – прибор для измерения освещенности

м

Магнето (англ. magneto ) – магнитоэлектрическая машина переменного тока, генерирующая импульсы высокого напряжения в системе зажигания двигателя внутреннего сгорания.

Маслосъемные кольца – расположены на поршне и предназначены для снятия излишек масла со стенки цилиндра.

Маховик – предназначен для равномерного вращения коленчатого вала и вывода поршней из мертвых точек, облегчения пуска двигателя и плавного трогания автомобиля с места.

Механизмы управления – включают рулевое управление и тормозную систему.

Мини-век – см. бескапотный кузов

Молдинг – декоративная накладка

Мосты – служат для поддержания рамы и кузова и передачи от них на колеса вертикальной нагрузки, а также для передачи от колес на раму толкающих, тормозных и боковых усилий. Подразделяются на ведущие, управляемые, комбинированные и поддерживающие.

н

Наддув – подача воздуха или горючей смеси в цилиндр под давлением

Номинал – (лат. nominalus именной) величина, указанная в паспорте на деталь.

Ниппель ( англ. nipple )– устройство, обеспечивающее уплотнение при соединении труб, радиаторов и т.п.

Ночбек – см. седан

о

Объем камеры сгорания – объем цилиндра над верхней мертвой точкой положения цилиндра.

Одометр – прибор для определения пройденного пути

Октан-корректор – устройство, позволяющее устанавливать прерывватель-распределитель в различные положения, изменяя угол опережения зажигания.

Октановое число – условный показатель антидетанационных свойств бензина, определяемый сравнением топлива со смесью изооктана (октановое число равно 100) и гептана (октановое число равно 0). Выражается процентом изооктана в смеси, эквивалентной по антидетонационным свойствам топлива.

п

Пандус (фр. pevte douce пологий склон) – наклонная поверхность для въезда транспортных средств.

Патрубок – короткая труба.

Пейс-кар – автомобиль, двигающийся перед основной группы гонщиков на случай приостановки гонок.

Пикап (англ. pickup подбирать) – небольшой автомобиль для перевозки грузов и пассажиров с кузовом, установленным на шасси стандартного легкового автомобиля и имеющим вход сзади.

Пикнометр – прибор для определения относительной плотности жидкости.

Пиплкаррьер – см. бескапотный кузов.

Плавность хода – способность двигаться с заданными эксплуатационными скоростями, не оказывая вредного влияния на физиологическое состояние водителя и обеспечивая сохранность грузов и нормальную работу механизмов автомобиля.

Плунжер (англ. plunger) – поршень в виде сплошного цилиндрического тела с поверхностью, пришлифованной к стенкам цилидра.

Подвеска – осуществляет упругую связь рамы или кузова автомобиля с мостами или непосредственно с колесами, смягчая толчки и удары, возникающие при движении. Состоят из трех устройств: упругого, направляющего и гасящего.

Поддон – емкость, которая крепится к нижней части картера двигателя и служит для сбора масла.

Поршневой палец – служит для шарнирного соединения поршня с шатуном.

Полный объем цилиндра – сумма рабочего объема и камеры сгорания.

Полуоси – служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.

Поршень – служит для восприятия давления газов в цилиндре и передачи его посредством шатуна коленчатому валу.

Протектор (лат. protector) – обеспечивает сцепление шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждения.

Проходимость – эксплуатационное свойство, определяющее движение автомобиля в условиях бездорожья и преодоление различных препятствий.

Психрометр – прибор для измерения влажности воздуха, состоящий из сухого и смоченного термометров.

Пульверизатор (лат. pulvis пыль, порошок) – устройство для распыления и разбрызгивания жидкости

р

Рабочая смесь – смесь горючей смеси с остаточными отработавшими газами.

Рабочий цикл – совокупность процессов, периодически повторяющихся в определенной последовательности в цилиндре: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Рабочий объем - объем цилиндра между верхней и нижней мертвыми точками положения поршня.

Радиатор (лат. radiare испускать лучи) – теплообменник для снижения температуры охлаждающей жидкости или смазочного масла.

Радиус качения колеса – радиус условного недеформирующегося катящегося без скольжения колеса, которое имеет с данным эластичным колесом одинаковую угловую и линейную скорости.

Развал колес – наклон плоскости вращения колес наружу от вертикали.

Раздаточная коробка – предназначена для распределения крутящего момента между несколькими ведущими мостами.

Распределительный вал – вал с расположенными на нем кулачками для привода клапанов и эксцентриком привода бензонасоса.

Реверс (лат. reversus обратный) – движение в обратном направлении.

Регулятор – ограничивает максимальное число оборотов вала двигателя или обеспечивает минимальные устойчивые обороты при холостом ходе.

Резонатор (лат. resonare давать отзвук) – система, в которой может быть возбужден резонанс.

Реле-регулятор – поддерживает постоянным напряжение генератора и предохраняет его от перегрузки. Состоит: регулятор напряжения, реле защиты, транзистор, диодов и сопротивлений.

Рекуперация (лат. recuperatio возвращение) – обратное получение расходуемых веществ или энергии

Релаксация (лат. relaxatio уменьшение напряжения) – процесс постепенного возращения в состояние равновесия какой-либо системы, выведенной из такого состояния.

Реометр – прибор для измерения расхода газа.

Рессора (фр. ressort) – упругий элемент подвески транспортной машины, соединяющий ее с осями колес и смягчающий удары от неровностей дороги.

Рефрижератор (фр. refrigerateur охлаждать) – транспортное средство с собственной холодильной установкой.

Родстер – открытый кузов, укороченная база, две боковые двери.

Роспуск – прицеп для перевозки длинномерных грузов.

Рулевое управление – состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм – служит для передачи и увеличения усилия, приложенного водителем к рулевому колесу, на рулевой привод. Состоит из рулевого вала с рулевым колесом и колонкой, картера, глобоидального червяка с подшипниками и двойного ролика, установленного на оси головки вала рулевой сошки.

Рулевой привод – передает усилие от рулевой сошки к передним управляемым колесам. Состоит из рулевой сошки, рулевой тяги, маятникового рычага, боковых тяг и рычагов поворотных стоек цапф передних колес.

Рулевая трапеция – обеспечивает необходимое соотношение между углами поворота управляемых колес.

с

Сайлентблок – резинометаллический элемент

Сателлит (лат. satelles спутник) – зубчатое колесо планетарного механизма, имеющая подвижную ось вращения

Свеча зажигания – служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах разрядом между электродами.

Седан (от назв. фр. г. Седан)– закрытый кузов, нормальная база, четыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений.

Сервомеханизм –

Сервомотор – электродвигатель, приводящий в движение регулятор или переключатель.

Сила тяги – отношение момента на полуосях к радиусу ведущих колес при равномерном движении автомобиля.

Силовой агрегат – двигатель, сцепление и коробка передач, объединенные в единую конструкцию.

Сильфон (англ. sylphon ) – тонкостенная гофрированная трубка

Синхронизатор – выравнивает угловые скорости соединяемых зубьев шестерен коробки передач до их введения в зацепление, что исключает возникновение удара между зубьями при включении.

Система зажигания – обеспечивает воспламенение рабочей смеси. Состоит: источник питания, катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, провода низкого и высокого напряжения.

Система охлаждения – предназначена для поддержания определенного теплового режима в двигателе. Состоит из рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров, радиатора, расширительного бачка, водяного насоса, вентилятора, термостата, жалюзи, соединительных патрубков и шлангов, спускных краников, датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости.

Система питания – служит для приготовления горючей смеси нужного состава и отвода продуктов сгорания. Состоит: топливный бак, топливный насос, карбюратор, воздушный фильтр, впускной и выпускной трубопроводы, глушитель, топливопроводы, указатель количества топлива в баке, сигнальная лампочка.

Система пуска карбюратора – служит для обогащения горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя.

Система смазки – предназначена для подвода к трущимся деталям достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения между сопряженными деталями, охлаждения их поверхностей и удаления продуктов износа. Состоит из маслоналивной горловины, поддона картера, масляного насоса, фильтра, системы каналов, маслоизмерительного стержня, устройство вентиляции картера и датчика давления масла.

Система холостого хода – работает на малых оборотах холостого хода, когда дроссельная заслонка прикрыта, разряжение в смесительной камере незначительно, и главная дозирующая система не работает.

Солидол – кальциевая смазка

Сошка – рычаг на валу рулевого механизма.

Скоростная характеристика двигателя – зависимость основных параметров, характеризующих работу двигателя (мощность, крутящий момент, удельный расход топлива) от числа оборотов коленчатого вала при полной подаче топлива.

Спайдер – см. родстер

Спидометр (англ. speed скорость + метр) – прибор, указывающий скорость движения автомобиля.

Спидстер – гоночный спортивный автомобиль

Спойлер – деталь на кузове для снижения аэродинамического сопротивления

Спредер – борторасширитель

Спейс-вагон –бескапотный кузов

Стабилизация управляемых колес – свойство сохранять нейтральное положение (занимаемое ими при прямолинейном движении) и автоматически в него возвращаться.

Стартер (англ. starter) – служит для пуска двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным включением обмотки возбуждения.

Статический радиус колеса – расстояние от поверхности дороги до оси неподвижного колеса, воспринимающего вертикальную нагрузку.

Стейшн-вагон – универсал

Стирлинга двигатель – двигатель внешнего сгорания, в котором рабочее тело (гелий или водород) постоянно находится в замкнутом пространстве и изменяет свой объем при нагревании и охлаждении.

Стрингер (англ. stringer привязывать, скреплять)– элемент каркаса крыши, придающий корпусу прочность и жесткость.

Стробоскоп (гр. strobos кружение) – оптический прибор для определения периодов различных периодических движений, измерения амплитуды и длительности импульсов.

Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему сгорания.

Суппорт (англ. и фр. support поддерживать) – часть конструкции для закрепления и размещения узлов и механизмов.

Схождение колес – разность расстояний между крайними передними и задними точками колес на уровне их центров.

Сцепление – служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и предохранения двигателя от внешних нагрузок. Различают механическое, гидравлическое, электромагнитное порошковое сцепление.

т

Тавот – кальциевая смазка.

Такт – процесс, происходящий за один ход поршня.

Тарга – комбинированный пассажирский кузов легкового автомобиля со съемной средней частью крыши

Тахометр (гр. tachos скорость +метр) – прибор для измерения частоты вращения какого-либо тела, например, вала.

Тахогенератор – прибор для измерения скорости автомобиля.

Термостат – клапан для автоматического регулирования температуры в системе охлаждения.

Тормоза – служат для снижения скорости движения, остановки, удержания автомобиля в неподвижном состоянии. Различают тормозной привод и тормозной механизм. В тормозную систему входят: педаль ножного тормоза, включатель стоп-сигнала, главный цилиндр, питательный бачок с тормозной жидкостью, гидровакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, регулятор давления, рычаг привода стояночного тормоза, уравнитель, тросы, разжимные рычаги или тормозной цилиндр.

Торсион (фр.torsion скручивание)–подвеска транспортной машины, у которой упругим элементом (выполняющим роль рессоры) является скручиваемый стальной стержень.

Тосол – охлаждающая жидкость, которая при низких температурах превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающей повреждения радиатора и блока цилиндров.

Трансмиссия (лат. transmissio передача) – совокупность узлов и агрегатов между двигателем и ходовым оборудованием для передачи и преобразования крутящего момента (сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, полуоси).

Трейлер – прицеп-тяжеловоз

Тюнинг (англ.) – доработка серийного автомобиля.

Тяговая характеристика автомобиля – график зависимости силы тяги от скорости автомобиля.

у

Универсал - грузо-пассажирский закрытый кузов, сложив задний ряд сидений, можно увеличить помещение для кузова.

Управляемость – возможность изменять в соответствии с желанием водителя направление и траекторию движения.

Ускорительный насос – служит для временного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, что улучшает приемистость автомобиля.

Устойчивость – способность сохранять заданное направление и противостоять воздействию внешних возмущающих сил, стремящихся изменить это направление (курсовая устойчивость), а также способность автомобиля не опрокидываться (устойчивость против опрокидывания) или скользить, сохранять параметры движения после прекращения возмущающего воздействия.

ф

Фазы газораспределения – моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.

Фара (фр. phare по назв, о-ва Фарос (Египет), знаменитого в древности своим маяком) – электрический фонарь для освещения пути или места работы.

Фартук – гибкий щиток, предохраняющий от брызг из под колес

Фастбек – двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.

Фаэтон (гр. fhaethon снять)– полностью открывающийся кузов, удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы.

Форсунка (англ. force-pump нагнетательный насос) – обеспечивает распыление топлива, впрыскиваемого в цилиндр под определенным давлением.

Фривэй – автомагистраль

Фура – большегрузый автопоезд

Фургон (фр. fourgon ) – закрытый кузов грузового автомобиля или прицепа.

Фэмилиэл - универсал

х

Хайвэй – автомагитраль

Хардтоп-купе – кузов купе легкового автомобиля без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах

Хэтчбек – грузо-рассажирский закрытый кузов, занимает промежуточное положение между универсалом и седаном, две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке.

Ход поршня – расстояние между верней и нижней мертвыми точками.

Ходовая часть – передняя и задняя подвески, связывают колеса с кузовом, обеспечивают восприятие всех действующих сил между колесами и кузовом и снижают динамические нагрузки, передаваемые от колес кузову при движении автомобиля.

ц

Цетановое число – представляет собой процентное содержание цетана в его смеси с -метилнафталином. Эта смесь должна быть равноценна испытуемому топливу по задержке самовоспламенения, определенной на специальном стандартном двигателе ИТ9-3.

ч

ш

Шасси (фр. chassis ) – состоит из силовой передачи (трансмиссии), ходовой части (тележки), устройств для управления.

Шатун – служит для передачи усилия от возвратно-поступательно движущегося поршня к вращающемуся коленчатому валу.

Шина (нем. Schiene) – обруч, надеваемый на обод колеса с целью уменьшения износа или смягчения толчков.

Шкворень – ось поворотного устройства

Штуцер (нем. stutzen ) – устройство для разъемного соединения труб небольшого диаметра.

э

Экономайзер (англ. economizer) - приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси, обеспечивающее повышение экономичности двигателя.

Эконостат – предназначен для обогащения горючей смеси во время работы двигателя с полной нагрузкой при среднем и большом числе оборотов.

Эксплуатационные свойства автомобиля – топливная экономичность, курсовая устойчивость, управляемость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, технологичность, себестоимость, эргономичность, конкурентоспособность, ремонтопригодность, сервисное обеспечение.

Эксцентрик (фр. excentrique ) – вращающаяся часть машины или механизма в форме диска, ось которой не совпадает с центром диска.

Эргономика ( гр. ergon работа nomos закон) – наука, изучающая человеко-машинные системы

Эффективная мощность – мощность на выходном валу коленчатого вала.

ю

Юз – скольжение по дороге невращающихся колес

Юстировка (нем. justieren точно выверять)– проверка и наладка приборов

я