logo
Лекции Теория автомобиля

4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля

Номенклатуру оценочных показателей и характеристик разгонных и скоростных свойств АТС, а также методы их испытаний регламентирует ГОСТ 22576-90.

К показателям и характеристикам разгонных: свойств (приемистости) относятся: 1) время разгона на заданном пути; 2) время разгона до заданной скорости; 3) скоростная характеристика "Разгон-выбег"; 4) скоростная характеристика "Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость".

Для оценки скоростных свойств используется показатель максимальной скорости.

Измерения скоростных и разгонных свойств проводят на твердом, гладком, горизонтальном и сухом участке дороги с хорошим сцеплением, либо на стенде с беговыми барабанами, обеспечивающем воспроизведение сил сопротивлений движению. Длина измерительного участка должна быть не менее 2000 м, продольный уклон - не более 0,5% на участке длиной не более 50 м.

Все испытания проводят при следующих атмосферных условиях.

1. Скорость ветра - не более 3 м/с.

2. Температура воздуха - не ниже + 3°С.

3. Атмосферное давление - не ниже 910 ГПа.

5. Относительная влажность - не выше 95%.

6. Плотность воздуха не должна отличаться более чем на 7,5 % от плотности воздуха при нормальных атмосферных условиях (1,189 кг/м3).

Максимальная скорость движения определяется на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения при полной подаче топлива (педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора). Согласно ГОСТ 21398-89 на горизонтальной дороге с сухим, твердым и ровным покрытием максимальная скорость грузовых атс должна быть не менее:

110 км/ч - для одиночных автомобилей с полной массой не более 3,5 т;

95 км/ч - для одиночных автомобилей с полной массой 3,5 т и более;

85 км/ч - для автомобилей в составе автопоезда;

100 км/ч - для автомобилей в составе автопоезда, специально предназначенного для междугородных и международных перевозок.

Время разгона на заданном пути - это минимальные затраты времени на прохождение 400 и 1000 м пути при разгоне автомобиля с места. При испытаниях разгоны выполняют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальной скорости (номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя) или при скорости (частоте вращения), ограниченной регулятором. При наличии делителя переключения передач производят согласно рекомендации предприятия-изготовителя; при отсутствии рекомендаций используется верхний ряд передач (в делителе устанавливается высшая передача) .

Время разгона до заданной скорости устанавливается аналогичным образом или по записанному с помощью приборов графику разгона. При этом устанавливаются следующие значения конечной скорости разгона:

100 км/ч - для АТС всех типов полной массой до 3,5 т:

80 км/ч - для грузовых автомобилей, автобусов (кроме городских) полной массой свыше 3,5 т и автопоездов;

60 км/ч - для городских автобусов.

Для АТС, имеющих максимальную скорость ниже заданной или выше ее не более чем на 5 км/ч, принимается ближайшая меньшая скорость, кратная десяти.

Скоростная характеристика "Разгон-выбег" - это зависимость скорости движения автомобиля от пути и времени разгона с места и его выбега с выключенной передачей до остановки. Для определения характеристики автомобиль разгоняется с места до максимальной скорости, достигаемой на пути 2000 м, после чего переводится в накат до остановки. При этом разгон автомобиля осуществляют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальных частотах вращения двигателя. Параметры движения (путь, время, скорость) регистрируются с помощью измерительной аппаратуры.

Скоростная характеристика "Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость" определяется при разгоне автомобиля с минимальной скорости на этой передаче до скорости 90% от максимальной при полной подаче топлива.