logo
Лекции Теория автомобиля

11.7. Углы установки колес

Управляемые колеса автомобиля имеют развал и схождение.

Развал - это отклонение центральной плоскости вращения колеса от вертикали. Величина развала характеризуется углом развала (рис. 75)

Рис. 75. Реакции опорной поверхности при развале

Если верхняя часть колеса наклонена наружу, то угол развала (р) считается положительным, если в противоположную сторону - то отрицательным. У автомобилей положительный развал управляемых колес предусматривают для того, чтобы компенсировать выбор зазоров в подшипниках ступицы, величина которых нарастает по мере их износа, а также упругие деформации. Угол развала на передних колесах легковых автомобилей выбирают таким образом, чтобы при нагрузке, равной 2 - 3 чел, был небольшой положительный развал р = +5' - +10'. Меньшие значение приводят к повышенному износу внутренней части беговой дорожки шины, а большие - наружной.

Схождение - это отклонение центральных плоскостей вращения управляемых колес от продольной оси автомобиля (рис. 76).

Рис. 76. Cхождение колес

Величину схождения оценивают разницей расстояний В и С, т.е.

Lс = В - С. (274)

Расстояния В и С измеряются между точками, лежащими в одной горизонтальной плоскости на высоте центров колес и на заданном удалении от центров. Угол схождения колес () рассчитывается по формуле:

  , (275)

где Д - расстояние между линиями замера.

Наименьший износ шины происходит при параллельности центральных плоскостей вращения управляемых колес продольной оси автомобиля. Для того, чтобы обеспечить указанное положение в движении, необходимо, чтобы в статическом положении было небольшое схождение колес. Это объясняется следующим. При движении на левом и на правом колесе образуются касательные реакции Rхл и Rхп, которые создают моменты относительно осей вращения поворотных цапф. Указанные моменты слегка разворачивают колеса и они становятся параллельными друг другу. При этом разворот колес объясняется главным образом наличием зазоров в сочленениях и их податливостью (особенно в опорах рычагов). Для легковых автомобилей классической компоновки достаточно схожде­ния колес в 2 - 3 мм.

У переднеприводных автомобилей касательные реакции направлены в противоположную сторону, т.е. вперед, поэтому для них предпочтительно отрицательное схождение колес.