10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
Поворот автомобиля слагается из трех последовательных фаз: вход в поворот, поворачивание и выход из поворота.
Вход в поворот представляет собой постепенный переход от прямолинейного к криволинейному движению с нарастающей кривизной траектории (к = 1/R).
Поворачивание - это движение по кривой постоянной кривизны (k const).
Выход из поворота - это постепенный переход от криволинейного к прямолинейному движению (к 0).
При движении по плоскости признаком криволинейного движения служит непараллельность векторов скоростей двух точек тела. При этом в любой момент времени криволинейное движение можно рассматривать как вращение тела вокруг некоторого мгновенного центра поворота (вращения)(рис. 58).
Рис. 58. Схема поворота автомобиля
Расстояние R от мгновенного центра поворота до продольной оси автомобиля будем считать радиусом поворота. Заметим, что у автомобиля имеется несколько радиусов поворота (радиус поворота по наружному управляемому колесу, по внутреннему колесу, по наиболее выступающей точке корпуса и др.).
Предположим, что известно направление векторов 2-х точек автомобиля, а именно середины переднего (точка А) и заднего (точка Б) моста. При повороте автомобиля передние управляемые колеса поворачиваются водителем на некоторые углы н и в, значение которых найдем рассматривая АнБнО1 и АвБвО1:
ctgн = = ; (222)
ctgВ = = , (223)
где R - радиус поворота автомобиля;
H - расстояние между осями шкворней поворотных цапф;
L - база автомобиля.
Вычитая (223) из (222), получим:
сtgн - сtgВ = H/L. (224)
Соблюдение этого соотношения должна обеспечивать рулевая трапеция. Поэтому формулу (224) часто называют формулой рулевой трапеции.
Ввиду эластичности шин передние и задние колеса катятся с уводом, в результате чего вектор скорости Va образует с продольной осью угол ( - 1), а вектор скорости VВ - угол 2. Восстановив перпендикуляры, нетрудно убедиться, что мгновенный центр поворота в действительности располагается в точке О2, которая лежит в другом месте и вне задней оси автомобиля. Это означает, что траектория движения автомобиля зависит не только от угла поворота управляемых колес, но и от углов увода. Таким образом, база автомобиля L представляет собой сумму:
L = АП + ПБ = R tg( - 1) + R tg2. (225)
Откуда радиус поворота автомобиля с эластичными шинами равен:
R = L/[tg( - 1) + tg2]. (226)
При приближенных расчетах принимают tg( - 1) - 1, tg2 2, и тогда значение радиуса с эластичными шинами будет:
R = L/( - 1 + 2). (227)
Если бы шины автомобиля были абсолютно жесткими, то радиус поворота был бы равен:
R = L/tg L/. (228)
Как следует из формул (227) и (228), радиусы поворота неодинаковы и зависят от соотношения углов увода. Поэтому различают следующие виды поворачиваемости: при 1 = 2 (1 = 2) нейтральная, при 1 2 (1 2) недостаточная, при 1 2 (1 2) избыточная.
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля