2.3. Сопротивление воздушной среды
2.3.1. Аэродинамические силы и моменты
На автомобиль, как и на всякое тело, движущееся в воздушной среде, действуют аэродинамические силы. Равнодействующая всех элементарных аэродинамических сил называется полной аэродинамической силой. Ее значение определяется по формуле:
Рw = cwFq, (20)
где cw - безразмерный коэффициент полной аэродинамической силы;
F - площадь миделева сечения, м2;
q - скоростной напор воздушного потока, Па.
Величина скоростного напора определяется по формуле:
q = ρвVw2/2, (21)
где ρв - плотность воздуха, кг/м3;
Vw - относительная скорость воздушного потока, м/с.
Рис. 7. Аэродинамические силы и моменты
Скоростной напор воздушного потока (q, Па) представляет собой величину динамического давления на корпус автомобиля, создаваемого воздушным потоком, омывающим автотранспортное средство. Точка приложения вектора полной аэродинамической силы (Рw) называется метацентром автомобиля или центром парусности. Метацентр в зависимости от аэродинамических свойств автомобиля может располагаться как внутри, так и вне автомобиля.
Проекция вектора полной аэродинамической силы на оси X. Y и Z, проходящие через центр тяжести автомобиля, в общем случае дает три составляющие (рис. 7):
Рwx = сxF(ρвVw2/2); (22)
Рwу = cyF(ρвVw2/2); (23)
Pwz = czF(ρвVw2/2), (24)
где сх, су и сz – безразмерные коэффициенты соответственно лобовой,
боковой и подъемной аэродинамической силы.
Указанные коэффициенты связаны между собой формулой:
cw2 = cx2 + cу2 + сz2 . (25)
Продольная составляющая (Рwx) полной аэродинамической силы называется лобовой аэродинамической силой или силой сопротивления воздуха.
Поперечная составляющая (Рwу) называется боковой, а вертикальная (Pwz) - подъемной аэродинамической силой
Как показывают эксперименты, центр тяжести автомобиля и его метацентр не совпадают, поэтому кроме указанных аэродинамических сил на автомобиль действуют и соответствующие аэродинамические моменты.
Результирующий момент всех элементарных аэродинамических сил относительно центра масс автомобиля называется полным аэродинамическим моментом. Его величина определяется по формуле:
Мw = mwFqbw, (26)
где mw - безразмерный коэффициент полного аэродинамического момента;
bw - характерный линейный размер по ширине, м.
Проекция вектора Мw на оси X, Y и Z дает три составляющие этого момента:
- аэродинамический момент крена:
Мwx = mxF(ρвVв2/2)bw, (27)
где mx - коэффициент аэродинамического момента крена.
- поворачивающий аэродинамический момент:
Mwz = mzF(ρвVw2/2)bw, (28)
где mz - коэффициент аэродинамического поворачивающего момента.
- опрокидывающий (продольный) аэродинамический момент:
Mmу = mуF(ρвVw2/2)bw, (29)
где mу - коэффициент опрокидывающего аэродинамического момента;
lw - характерный линейный размер автомобиля по длине.
Связь между коэффициентами аэродинамических моментов выражается формулой:
mw2 = mx2 + mу2 (lw/bw)2 + mz2. (30)
В качестве характерного линейного размера по ширине (bw) принимают обычно расстояние между правыми и левыми колесами автомобиля, т.е. его колею, а в качестве характерного размера по длине (lw) - базу автомобиля, т.е. расстояние между передним и задним мостом.
При расчетах аэродинамических сил и моментов следует учитывать изменения плотности воздуха в зависимости от температуры и атмосферного давления.
2.3.2. Лобовая аэродинамическая сила и ее составляющие
При эксплуатации автомобилей из всех аэродинамических сил наибольшее значение имеет сила лобового сопротивления (Рwx), которая является одной из основных сил сопротивления движению автомобиля. Значение лобовой аэродинамической силы выражают следующей формулой:
Рwx = кwFVw2, (31)
где кw = cxρв/2 - коэффициент обтекаемости автомобиля, Нс2/м4;
F – площадь лобового сопротивления, м2;
Vw – скорость автомобиля, м/c.
Мощность, необходимая для преодоления лобовой аэродинамической силы, описывается кубической параболой:
Nw = кwFVw 3. (32)
Для легковых автомобилей площадь лобового сопротивления можно определить по приближенной формуле:
F = 0,78BaHа, (33)
где Ba , Hа - габаритные ширина и высота автомобиля, м.
Площадь лобового сопротивления грузовых автомобилей производят по приближенной формуле:
F ≈ BHа, (34)
где В - колея автомобиля, м;
На – наибольшая высота автомобиля, м.
Численные значения коэффициента обтекаемости и площади лобового сопротивления ряда отечественных марок и моделей автомобилей приведены в табл. 3.
Лобовая аэродинамическая сила/3/ сопротивления складывается из 5 составляющих:
Сопротивление формы. Сопротивление формы обусловлено разностью между повышенным фронтальным давлением, возникающим перед автомобилем и пониженным давлением, вызванным завихрениями позади него, а также площадью поверхности автомобиля. Решающее значение при этом имеет форма таких частей кузова, как капот, крылья, ветровое стекло,
Таблица 3
- Введение
- 1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 1.1. Радиусы автомобильного колеса
- 1.2. Реакции опорной поверхности
- 1.3. Момент сопротивления качению
- 1.4. Коэффициент сопротивления качению
- Коэффициент сопротивления качению для различных дорог
- 1.5. Продольная реакция и режим качения колеса
- Ведущий
- Нейтральный
- Тормозной
- 1.6. Сила и коэффициент сцепления шины с дорогой
- Коэффициент сцепления для различных дорог
- 2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 2.1. Сила сопротивления качению
- 2.2. Сила сопротивления подъему
- 2.3. Сопротивление воздушной среды
- Коэффициенты обтекаемости и площади лобового сопротивления
- 2.4. Внутренние силы сопротивления
- Механические потери двс
- Трение в узлах
- Привод механизмов
- 2.5. Продольные усилия ведущих колес
- 2.6. Уравнение силового баланса
- 2.7. Приведенная сила инерции
- 2.8. Уравнение мощностного баланса
- 2.9. Распределение нормальных реакций дороги на передние и задние колеса
- 3. Режим работы и характеристики двигателя
- 3.1. Режим работы двигателя
- 3.2. Управление крутящим моментом двигателя
- 3.3. Скоростные характеристики
- 3.4. Топливные характеристики
- 3.5. Эксплуатационный режим работы
- 4. Динамика прямолинейного движения
- 4.1. Динамический паспорт автомобиля
- 4.2. Разгон автомобиля
- Р ис. 22. Характеристика ускорений
- 4.3. Особенности автомобилей с гидромеханической трансмиссией
- 4.3.2. Показатели к характеристики рабочего процесса
- 4.4. Оценочные показатели и характеристики разгонных и скоростных свойств автомобиля
- 5. Топливная экономичность
- 5.1. Измерители топливной экономичности
- 5.2. Уравнение расхода топлива
- 5.3. Оценочные показатели и характеристики топливной экономичности автотранспортных средств
- 5.4. Эксплуатационные нормы расхода топлива
- Значение линейных норм расхода топлива
- 6. Экологическая безопасность
- 6.1. Значение экологической безопасности автомобиля
- 6.2. Вредные вещества и источники их выделения
- 6.3. Влияние режима работы двигателя на токсичность отработавших газов
- 6.4. Влияние скоростного режима работы двигателя на экологическую безопасность
- 6.5. Показатели и характеристики выброса вредных веществ
- Относительная опасность некоторых вредных веществ
- 6.6. Уравнение выброса вредных компонентов отработавших газов
- 6.7. Экологическая характеристика токсичности установившегося движения
- 6.8. Токсичность отработавших газов при различных режимах работы двигателя автомобиля
- 7. Тормозные свойства автомобиля
- 7.1. Классификация режимов торможения
- 7.2. Уравнение торможения
- 7.3. Торможение при неполном использовании сил сцепления
- 7.4. Торможение с полным использованием сил сцепления
- 7.5. Основные фазы процесса торможения
- 7.6. Тормозной путь автомобиля
- 7.7. Распределение тормозных усилий между осями
- 8. Проходимость автомобиля
- 8.1. Проходимость автомобиля и ее значение
- 8.2. Показатели проходимости
- Автомобили
- 8.3. Взаимодействие колеса с грунтом
- 8.4. Преодолевание пороговых препятствий
- 8.5. Пути повышения проходимости
- 9. Плавность хода
- 9.1. Плавность хода и ее значение
- 9.2. Измерители плавности хода
- 9.3. Колебания автомобиля
- 9.4. Способы повышения плавности хода автомобиля
- 10. Динамика криволинейного движения
- 10.1. Значение и особенности криволинейного движения
- 10.2. Силы и моменты, обеспечивающие поворот
- 10.3. Боковой увод колеса
- 10.4. Кинематические параметры криволинейного движения
- 10.5. Силы инерции при криволинейном движении
- 10.6. Боковые реакции на колесах в процессе поворота
- 10.7. Крен кузова при криволинейном движении
- 11. Управляемость и маневренность
- 11.1. Поворачиваемость автомобиля
- 11.2. Критическая скорость по условиям управляемости
- 11.3. Колебания управляемых колес вследствие их дисбаланса
- 11.4. Автоколебания управляемых колес
- 11.5. Колебания управляемых колес вследствие кинематического несоответствия подвески и рулевого управления
- 11.6. Стабилизация управляемых колес
- 11.7. Углы установки колес
- 11.8. Маневренность автотранспортных средств
- Р ис.79. Угол горизонтальной гибкости
- 12. Устойчивость автомобиля
- 12.1. Основные виды устойчивости автомобиля
- 12.2. Критическая скорость по боковому скольжению
- 12.3. Критическая скорость движения по опрокидыванию
- 13. Контрольные вопросы
- 13.1. Взаимодействие колеса с опорной поверхностью
- 13.2. Силы, действующие на автомобиль в процессе движения
- 13.3. Режим работы и характеристики двигателя
- 13.4. Динамика прямолинейного движения
- Топливная экономичность
- 13.6. Экологическая безопасность
- 13.7. Тормозные свойства автомобиля
- 9. Что понимается под временем срабатывания тормозного привода?
- 13.8. Проходимость автомобиля
- 13.9. Плавность хода
- 13.10. Динамика криволинейного движения
- 13.11. Управляемость и маневренность автомобиля
- 13.12. Устойчивость автомобиля